Острие Острие

Занимательная психология

Посвящается Гоффу

Урок манипулирования массовым сознанием, который поможет понять, как нацистам во время второй мировой войны, удалось изменить настроения рядовых жителей Германии.

В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

Понедельник

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Вторник

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам «Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь». После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Итог

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.
+12
20:35
597
Енот Енот 9 лет назад #
Опять история про жопу Хэнка.
Человеческая сущность такова, что половина ждет каких-то благ от участия в "общности", а половина боятся каких-то проблем при открытом протесте, но держат фигу в кармане.
В результате мы видим то, что мы видим.
Дмитро Дмитро 9 лет назад #
В этом мире нет ни совершенства, ни справедливости...
Енот Енот 9 лет назад #
Каждый стремится к совершенству для себя любимого и справедливость воспринимает исходя из этого стремления.
Борисыч Борисыч 9 лет назад #
К совершенству? Может быть, попроще?)
Енот Енот 9 лет назад #+1
А что такое совершенство каждый понимал по своему... ag
©почти Гайдар
Борисыч Борисыч 9 лет назад #+1
Скобочку заметил? Думаю, понял тебя правильно, почти. Ты абстрактнее. А философы были немцы, народ которых гитлер уделал враз.
Енот Енот 9 лет назад #+1
"Уделать" нельзя только индивидуалистов, людей у которых чувство коллектива отсутствует напрочь. Сам понимаешь, такие ни государства, ни цивилизации не построят.
Остальные завсегда готовы "поступиться принципами" ради "своих".
Борисыч Борисыч 9 лет назад #
Когда мне говорили, что у меня понижен инстинкт стадности, я гордился. А оказалось, что это плохо.
Долго думал, как гитлеру удалось. Сейчас, кажется, понимаю. Еще и этот пост малость добавил, спасибо перцу.
Енот Енот 9 лет назад #
Смотря для чего плохо.
Для "повыпендриваться" - неплохо, а для жизни среди людей человек просто вынужден учитывать интересы этих самых людей. pardon
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
- вам три зобаненые девочки из класса покоя не дают? Ну давайте вспомним фон Брауна - прекрасный ученый и инженер, яркий индивидуум, а в общую схему-то вписывался замечательно, а если учесть что таких , как он сотни тысяч? Т.е. механизмы "стадности" действуют безотносительно к индивидуальности , вывод такой напрашивается.
Дмитро Дмитро 9 лет назад #+1
Не согласен, каждый стремится к тому, чтоб ему было хорошо, совершенство людей мало интересует, и когда им хорошо, это справедливо, когда другим плохо - это судьба... ag
Енот Енот 9 лет назад #
Еще надо учитывать, что человек все же существо коллективное. И не мыслит существования вне группы.
Поэтому еще присутствует стремление к благу для "наших" и, в лучшем случае, равнодушие к "ненашим".
Борисыч Борисыч 9 лет назад #
Это называется стадным инстинктом, по-научному)
Енот Енот 9 лет назад #
Это можно как угодно называть, но без этого человек - не человек.
Люди кричащие о своей "самодостаточности" - смешные позеры. Оторванный от своей группы человек уже ощущает дискомфорт, а оторванный от людей вообще - конкретный дискомфорт.
Селькирк после 4-х лет одиночества почти разучился говорить.
Борисыч Борисыч 9 лет назад #
Видишь, какое дело. Енот в одно слово вместил больше, чем наши с тобой возражения)))
Борисыч Борисыч 9 лет назад #
Замечательная история, очень наглядно, благодарю.
Bastinda Bastinda 9 лет назад #+1
стесняюсь спросить, а данная тема каким боком к Гофу имеет отношение?
Дядюшка Ларс Дядюшка Ларс 9 лет назад #
Вот это ты верно подметила. Я тоже не понял pardon
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
Дуоброе утро товарищ Кампотный Мачо!
Дядюшка Ларс Дядюшка Ларс 9 лет назад #
Утро добрым не бывает, товарищ Подъёбщик.
9 лет назад #
Комментарий удален
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
дык эта он жа жертва тоталитаризма и опять же клуб вот "Дураков им. Гоффмаршала"
Trust me Trust me 9 лет назад #+1
редко-бескостная-хуйня.
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
да ладно))), бар открой - пару шотов бахни и жизнь заиграет красками
Дядюшка Ларс Дядюшка Ларс 9 лет назад #
Пришлось сгонять за стопариком в лабаз. Утро засияло красками. Больше не стал. yes3
полоз полоз 9 лет назад #+1
не верю, что такое возможно, причём со второго урока, и за неделю, пиздёшь в общем. Как доказательство приведу пример своей школы... как ни визжала завуч по воспитательной работе, как не проводили эти ёбаные линейки, всем было похуй... в пионерлагере, где гораздо проще производить манипуляции, все думали как купаться съебнуть , а не о том, что " мы команда" хотя на драку с другим отрядом- да за ради бога))
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
да, я тоже об этом думал - поставил себя на место 15-летнего Хайнца из Ганновера в 1938 год и понял знаешь что? - из меня бы получился замечательный гитлерюгенд, как получился весьма хреновый пионэр в 70-х, система была не та, воспитывать абстрактного сознательного советского гражданина и интернационалиста намного сложнее чем гордую личность великой нации, что мне привили железобетонно так это интернационализм, - мать его))))
Tigger Tigger 9 лет назад #+1
а мне чет кажется что все это хня
школа это такое скучное место
а тут такая клевая ИГРА)))))))
через пару недель это б надоело
Тrahtibidoh Тrahtibidoh 9 лет назад #
вот не школа:
Спойлер
Bastinda Bastinda 9 лет назад #
да ну..какие 95 процентов..их гораздо меньше...
9 лет назад #
Комментарий удален
Bastinda Bastinda 9 лет назад #
думаю, гораздо меньше..например, я бы сама из принципа делала все наоборот
kol4dan kol4dan 9 лет назад #
А этот Джонс тигров не обнимал?
Cayenne mix Cayenne mix 9 лет назад #
если только камбоджирских слонов
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.