Зайцы были всегда
Блог клуба Детская комната
22 августа 1880 года в 11 часов дня в Петербуге на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка русским изобретателем Федором Аполлоновичем Пироцким был продемонстрирован первый в мире электрический трамвай. Вагон двигался со скоростью 12 км/ч и вёз 40 человек. Пироцкий, служащий главного артиллерийского управления, решил проблему передачи электроэнергии по рельсам. Позже, на заброшенной железнодорожной ветке в Сестрорецке ему удалось двинуть по рельсам трамвай, находившийся на расстоянии километра от источника тока. Владельцы акционерных обществ конно-железных дорог увидели в электрическом вагоне опасного конкурента. Поэтому у Пироцкого, к великому сожалению, дальше опытов дело не пошло. И только спустя 12 лет (в 1892 году) в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Затем трамвайные линии построили в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринославе. В 1883 году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный контактный провод, как у современных трамваев. В Москве первые трамваи появились в 1899 году. А в Петербурге лишь в 1907 году, то есть через 27 лет после изобретения. Про зайца В начале XX века настоящей грозой московских трамвайных кондукторов был некий, вполне приличный с виду, пожилой человек. Хитрость помогала ему несколько лет совершенно бесплатно ездить в трамваях. Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору «катеринку» - так называли в то время сторублевую купюру. А сумма по тем временам была большая. Достаточно сказать, например, что зарплата земского врача составляла в то время 80 рублей в месяц. Проезд в московском трамвае стоил 5 копеек, неудивительно, что ранним утром сдачи у кондукторов не находилось. Услышав стандартный ответ «сдачи нет», старичок выходил на следующей остановке и садился в следующий трамвай, где снова предъявлял свою заветную сторублевку. Таким образом, он ухитрялся добираться до работы совершенно бесплатно. Константин Паустовский, известный советский писатель, в молодости работавший кондуктором, вспоминал, что все кондукторы этой линии знали наизусть даже номер этой купюры – 123715. Но поделать с убежденным безбилетником ничего не могли. Разве что, иногда раздраженно говорили: «Предъявите Вашу банкноту номер 123715 и выходите из вагона». Однажды, Паустовский решил проучить безбилетника, который любил кататься, как тогда говорили «за счет датского короля». Получив под расписку сто рублей мелочью, он начал ждать своего старого знакомого. Когда тот вошел в трамвай и протянул неразменную банкноту, кондуктор неторопливо положил ее в сумку, и начал отсчитывать сдачу. Когда пассажир получил свои законные 99 рублей и 95 копеек, он пришел в ярость. Назвав кондуктора «заразой», старичок по привычке сошел на следующей остановке. Ударив несколько раз по вагону массивной тростью, бывший безбилетник пригрозил: - Зараза! Жулик! Я тебе покажу! Правда, в трамвае его больше не видели. А вот знаменитая сторублевая купюра с номером 123715 несколько дней висела в трамвайном парке на доске для приказов, огражденной проволочной сеткой. Уставшие от проделок безбилетника, кондукторы приходили полюбоваться на этот до боли знакомый «трофей». Кстати, билеты в московских трамваях того времени имели определенный цвет на каждый день недели. Это делалось для борьбы с теми же безбилетниками, чтобы они не могли прокатиться по вчерашнему билету.