Острие

Сделано в Крыму ...

В Евпатории началось строительство обувной фабрики «КРЫМ ШУЗ» Основатель сети обувных магазинов «Zenden» Андрей Павлов в 2016 году вывел ее на второе место в России по обороту. Его компания увеличила выручку на 25%, до 19,5 миллиардов рублей. За год с небольшим предприниматель купил двух конкурентов, разорвал связи с Турцией, начал строить фабрику в Крыму и заказал пошив обуви в Сирии. Спойлер Пробную партию сирийской обуви — сабо, босоножек и сланцев — компания «Zenden» заказала в сентябре 2016 года. Уже через месяц первая тысяча пар обуви из Сирии поступила в продажу в магазины сети. Какая именно фабрика выпустила партию, основатель «Zenden» Андрей Павлов не распространяется, объясняя это «вопросами безопасности». Известно лишь, что предприятие работает в Латакии, недалеко от российской авиационной базы. По словам Павлова, обувь из Сирии частично компенсирует долю турецкой обуви, от закупки которой компания «Zenden» отказалась в конце 2015 года, после того как турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24. Хотя введенные Россией после этого инцидента санкции не коснулись обуви и текстиля, уже через сутки после него турецкие грузы были остановлены на российских таможенных постах. После нормализации отношений стран большинство компаний, сотрудничавших с Турцией, вернулось к проверенным турецким поставщикам. Но не «Zenden». «Я сразу, как узнал новости, решил, что мы отказываемся от производства там. Мы не собирали совет директоров, просто начали закрывать контракты, — объясняет Павлов. — Потому что, если бы мы продолжили с турками работать, мне пришлось бы как-то с ними контактировать, а мне этого не хотелось».... Обувь хорошего качества до войны Сирия отшивала на весь Ближний Восток, заказы были и из России. «Это выгодно и правильно. И почему не помочь нашему союзнику?», — отвечает Павлов. Кроме того, добавляет он, себестоимость сирийской обуви на 10–15% дешевле, чем у аналогичной из Китая. По словам Павлова, мощность предприятия в Латакии позволит производить до 5% от всей продукции под брендом «Zenden» — около 300–400 тысяч пар в год обуви летнего ассортимента. В основном эта обувь будет продаваться в магазинах сети в Крыму и на Кавказе: для тестового периода эти регионы были выбраны как самые удобные с точки зрения логистики — они ближе к порту Севастополь. Павлов также строит производственный кластер в свободной экономической зоне в Крыму. Инвестиции в проект основатель «Zenden» оценивает в миллиард рублей, сколько из них уже вложено, он не раскрывает. Фото: Александр Иванишин