Художником он стал просто потому, что после школы надо было куда-то поступать. Он
знал, что работа должна приносить удовольствие, а ему нравилось
рисовать — так и был сделан выбор: он поступил в художественное училище.
К этому времени он уже знал, что изображение предметов называется
натюрморт, природы — пейзаж, людей — портрет, и еще много чего знал из
области избранной профессии. Теперь ему предстояло узнать еще больше.
«Для того, чтобы импровизировать, сначала надо научиться играть по
нотам, — объявил на вводной лекции импозантный преподаватель, известный
художник. — Так что приготовьтесь, будем начинать с азов».
Он начал учиться «играть по нотам». Куб, шар, ваза… Свет, тень, полутень… Постановка руки,
перспектива, композиция… Он узнал очень много нового — как натянуть
холст и самому сварить грунт, как искусственно состарить полотно и как
добиваться тончайших цветовых переходов… Преподаватели его хвалили, а
однажды он даже услышал от своего наставника: «Ты художник от бога!». «А разве другие — не от бога?» — подумал он, хотя, чего скрывать, было
приятно.
Но вот веселые студенческие годы остались позади, и теперь у него в
кармане был диплом о художественном образовании, он много знал и еще
больше умел, он набрался знаний и опыта, и пора было начинать отдавать.
Но… Что-то у него пошло не так.
Нет, не то чтобы ему не творилось. И не то чтобы профессия
разонравилась. Возможно, он просто повзрослел и увидел то, чего раньше
не замечал. А открылось ему вот что: кругом кипела жизнь, в которой
искусство давно стало товаром, и преуспевал вовсе не обязательно тот,
кому было что сказать миру — скорее тот, кто умел грамотно подавать и
продавать свое творчество, оказаться в нужное время, в нужном месте, с
нужными людьми. Он, к сожалению, так этому и не научился. Он видел, как
его товарищи мечутся, ищут себя и свое место под солнцем, а некоторые в
этих метаниях «ломаются», топят невостребованность и неудовлетворенность в алкоголе, теряют
ориентиры, деградируют… Он знал: часто творцы опережали свою эпоху, и их картины получали признание и хорошую цену только после смерти, но это
знание мало утешало.
Он устроился на работу, где хорошо платили, целыми днями разрабатывал
дизайн всевозможных буклетов, визиток, проспектов, и даже получал от
этого определенное удовлетворение, а вот рисовал все меньше и неохотнее. Вдохновение приходило все реже и реже. Работа, дом, телевизор, рутина…
Его все чаще посещала мысль: «Разве в этом мое призвание? Мечтал ли я о
том, чтобы прожить свою жизнь вот так, „пунктиром“, словно это
карандашный набросок? Когда же я начну писать свою собственную картину
жизни? А если даже и начну — смогу ли? А как же „художник от бога“?» Он понимал, что теряет квалификацию, что превращается в зомби, который изо дня в день выполняет набор определенных действий, и это его напрягало.
Чтобы не сойти с ума от этих мыслей, он стал по выходным отправляться с
мольбертом в переулок Мастеров, где располагались ряды всяких
творцов-умельцев. Вязаные шали и поделки из бересты, украшения из бисера и лоскутные покрывала, глиняные игрушки и плетеные корзинки — чего тут
только не было! И собратья-художники тоже стояли со своими нетленными
полотнами, в больших количествах. И тут была конкуренция…
Но он плевал на конкуренцию, ему хотелось просто творить… Он рисовал
портреты на заказ. Бумага, карандаш, десять минут — и портрет готов.
Ничего сложного для профессионала — тут всего и требуется уметь
подмечать детали, соблюдать пропорции да слегка польстить заказчику,
так, самую малость приукрасить натуру. Он это делал умело, его портреты
людям нравились. И похоже, и красиво, лучше, чем в жизни. Благодарили
его часто и от души.
Теперь жить стало как-то веселее, но он отчетливо понимал, что это «живописание» призванием назвать было бы как-то… чересчур сильно. Впрочем, все-таки лучше, чем ничего.
Однажды он сделал очередной портрет, позировала ему немолодая длинноносая тетка, и пришлось сильно постараться, чтобы «сделать красиво». Нос, конечно, никуда не денешь, но было в ее лице что-то располагающее (чистота, что ли?), вот на это он и сделал акцент. Получилось неплохо.
— Готово, — сказал он, протягивая портрет тетке. Та долго его изучала, а потом подняла на него глаза, и он даже заморгал — до того пристально
она на него смотрела.
— Что-то не так? — даже переспросил он, теряясь от ее взгляда.
— У вас призвание, — сказала женщина. — Вы умеете видеть вглубь…
— Ага, глаз-рентген, — пошутил он.
— Не то, — мотнула головой она. — Вы рисуете как будто душу… Вот я
смотрю и понимаю: на самом деле я такая, как вы нарисовали. А все, что
снаружи — это наносное. Вы словно верхний слой краски сняли, а под ним — шедевр. И этот шедевр — я. Теперь я точно знаю! Спасибо.
— Да пожалуйста, — смущенно пробормотал он, принимая купюру — свою привычную таксу за блиц-портрет.
Тетка была, что и говорить, странная. Надо же, «душу рисуете»! Хотя кто
его знает, что он там рисовал? Может, и душу… Ведь у каждого есть
какой-то внешний слой, та незримая шелуха, которая налипает в процессе
жизни. А природой-то каждый был задуман как шедевр, уж в этом он как
художник был просто уверен!
Теперь его рисование наполнилось каким-то новым смыслом. Нет, ничего
нового в технологию он не привнес — те же бумага и карандаш, те же
десять минут, просто мысли его все время возвращались к тому, что надо
примериться и «снять верхний слой краски», чтобы из-под него освободился неведомый «шедевр». Кажется, получалось. Ему очень нравилось наблюдать за первой реакцией «натуры» — очень интересные были лица у людей.
Иногда ему попадались такие «модели», у которых душа была значительно страшнее, чем «внешний слой», тогда он выискивал в ней какие-то светлые пятна и усиливал их.
Всегда можно найти светлые пятна, если настроить на это зрение. По
крайней мере, ему еще ни разу не встретился человек, в котором не
было бы совсем ничего хорошего.
— Слышь, братан! — однажды обратился к нему крепыш в черной куртке. — Ты это… помнишь, нет ли… тещу мою рисовал на прошлых выходных.
Тещу он помнил, на старую жабу похожа, ее дочку — постареет, крысой
будет, и крепыш с ними был, точно. Ему тогда пришлось напрячь все свое
воображение, чтобы превратить жабу в нечто приемлемое, увидеть в ней
хоть что-то хорошее.
— Ну? — осторожно спросил он, не понимая, куда клонит крепыш.
— Так это… Изменилась она. В лучшую сторону. Как на портрет посмотрит —
человеком становится. А так, между нами, сколько ее знаю, жаба жабой…
Художник невольно фыркнул: не ошибся, значит, точно увидел…
— Ну дык я тебя спросить хотел: можешь ее в масле нарисовать? Чтобы уже
наверняка! Закрепить эффект, стало быть… За ценой не постою, не
сомневайся!
— А чего ж не закрепить? Можно и в масле, и в маринаде, и в соусе «майонез». Только маслом не рисуют, а пишут.
— Во-во! Распиши ее в лучшем виде, все оплачу по высшему разряду!
Художнику стало весело. Прямо «портрет Дориана Грея», только со знаком плюс! И раз уж предлагают — отчего не попробовать?
Попробовал, написал. Теща осталась довольна, крепыш тоже, а жена его,
жабина дочка потребовала, чтобы ее тоже запечатлели в веках. От
зависти, наверное. Художник и тут расстарался, вдохновение на него
нашло — усилил сексуальную составляющую, мягкости добавил, доброту
душевную высветил… Не женщина получилась — царица!
Видать, крепыш был человеком широкой души и впечатлениями в своем кругу
поделился. Заказы посыпались один за другим. Молва пошла о художнике,
что его портреты благотворно влияют на жизнь: в семьях мир воцаряется,
дурнушки хорошеют, матери-одиночки вмиг замуж выходят, у мужиков
потенция увеличивается.
Теперь не было времени ходить по выходным в переулок Мастеров, да и
контору свою оставил без всякого сожаления. Работал на дому у
заказчиков, люди все были богатые, платили щедро, передавали из рук в
руки. Хватало и на краски, и на холсты, и на черную икру, даже по
будням. Квартиру продал, купил побольше, да с комнатой под мастерскую,
ремонт хороший сделал. Казалось бы, чего еще желать? А его снова стали
посещать мысли: неужели в этом его призвание — малевать всяких «жаб» и «крыс», изо всех сил пытаясь найти в них хоть что-то светлое? Нет,
дело, конечно, хорошее, и для мира полезное, но все-таки, все-таки… Не
было у него на душе покоя, вроде звала она его куда-то, просила о
чем-то, но вот о чем? Не мог расслышать.
Однажды его неудержимо потянуло напиться. Вот так вот взять — и в
драбадан, чтобы отрубиться и ничего потом не помнить. Мысль его
напугала: он хорошо знал, как быстро люди творческие добираются по этому лихому маршруту до самого дна, и вовсе не хотел повторить их путь. Надо было что-то делать, и он сделал первое, что пришло в голову: отменил
все свои сеансы, схватил мольберт и складной стул и отправился туда, в
переулок Мастеров. Сразу стал лихорадочно работать — делать наброски
улочки, людей, парка, что через дорогу. Вроде полегчало, отпустило…
— Простите, вы портреты рисуете? Так, чтобы сразу, тут же получить, —
спросили его. Он поднял глаза — рядом женщина, молодая, а глаза
вымученные, словно выплаканные. Наверное, умер у нее кто-то, или еще
какое горе…
— Рисую. Десять минут — и готово. Вы свой портрет хотите заказать?
— Нет. Дочкин.
Тут он увидел дочку — поперхнулся, закашлялся. Ребенок лет шести от роду был похож на инопланетянчика: несмотря на погожий теплый денек,
упакован в серый комбинезон, и не поймешь даже, мальчик или девочка, на
голове — плотная шапочка-колпачок, на лице — прозрачная маска, и глаза…
Глаза старичка, который испытал много-много боли и готовится умереть.
Смерть в них была, в этих глазах, вот что он там явственно узрел.
Он не стал ничего больше спрашивать. Таких детей он видел по телевизору и знал, что у ребенка, скорее всего, рак, радиология, иммунитет на нуле — затем и маска, и что шансов на выживание — минимум. Неизвестно, почему и откуда он это знал, но вот как-то был уверен. Наметанный глаз
художника, подмечающий все детали… Он бросил взгляд на мать — да, так и
есть, она знала. Внутренне уже готовилась. Наверное, и портрет захотела, потому что последний. Чтоб хоть память была…
— Садись, принцесса, сейчас я тебя буду рисовать, — сказал он
девочке-инопланетянке. — Только смотри, не вертись и не соскакивай, а то не получится.
Девочка вряд ли была способна вертеться или вскакивать, она и
двигалась-то осторожно, словно боялась, что ее тельце рассыплется от
неосторожного движения, разлетится на мелкие осколки. Села, сложила руки на коленях, уставилась на него своими глазами мудрой черепахи Тортиллы, и терпеливо замерла. Наверное, все детство по больницам, а там терпение вырабатывается быстро, без него не выживешь.
Он напрягся, пытаясь разглядеть ее душу, но что-то мешало — не то
бесформенный комбинезон, не то слезы на глазах, не то знание, что старые методы тут не подойдут, нужно какое-то принципиально новое,
нетривиальное решение. И оно нашлось! Вдруг подумалось: «А какой она
могла бы быть, если бы не болезнь? Не комбинезон дурацкий, а платьице,
не колпак на лысой головенке, а бантики?». Воображение заработало, рука
сама по себе стала что-то набрасывать на листе бумаги, процесс пошел.
На этот раз он трудился не так, как обычно. Мозги в процессе точно не
участвовали, они отключились, а включилось что-то другое. Наверное,
душа. Он рисовал душой, так, как будто этот портрет мог стать последним
не для девочки, а для него лично. Как будто это он должен был умереть от неизлечимой болезни, и времени оставалось совсем чуть-чуть, может быть, все те же десять минут.
— Готово, — сорвал он лист бумаги с мольберта. — Смотри, какая ты красивая!
Дочка и мама смотрели на портрет. Но это был не совсем портрет и не совсем «с натуры». На нем кудрявая белокурая девчонка в летнем сарафанчике бежала с мячом по летнему лугу. Под ногами трава и цветы, над головой — солнце и бабочки, улыбка от уха до уха, и энергии — хоть отбавляй. И хотя
портрет был нарисован простым карандашом, почему-то казалось, что он
выполнен в цвете, что трава — зеленая, небо — голубое, мяч — оранжевый, а сарафанчик — красный в белый горох.
— Я разве такая? — глухо донеслось из-под маски.
— Такая-такая, — уверил ее художник. — То есть сейчас, может, и не
такая, но скоро будешь. Это портрет из следующего лета. Один в один,
точнее фотографии.
Мама ее закусила губу, смотрела куда-то мимо портрета. Видать, держалась из последних сил.
— Спасибо. Спасибо вам, — сказала она, и голос ее звучал так же глухо,
как будто на ней тоже была невидимая маска. — Сколько я вам должна?
— Подарок, — отмахнулся художник. — Как тебя зовут, принцесса?
— Аня…
Он поставил на портрете свою подпись и название: «Аня». И еще дату — число сегодняшнее, а год следующий.
— Держите! Следующим летом я вас жду. Приходите обязательно!
Мама убрала портрет в сумочку, поспешно схватила ребенка и пошла прочь.
Ее можно было понять — наверное, ей было больно, ведь она знала, что
следующего лета не будет. Зато он ничего такого не знал, не хотел знать! И он тут же стал набрасывать картинку — лето, переулок Мастеров, вот
сидит он сам, а вот по аллее подходят двое — счастливая смеющаяся
женщина и кудрявая девочка с мячиком в руках. Он вдохновенно творил
новую реальность, ему нравилось то, что получается. Очень реалистично
выходило! И год, год написать — следующий! Чтобы чудо знало, когда ему
исполниться!
— Творите будущее? — с интересом спросил кто-то, незаметно подошедший из-за спины.
Он обернулся — там стояла ослепительная красавица, вся такая, что и не
знаешь, как ее назвать. Ангел, может быть? Только вот нос, пожалуй,
длинноват…
— Узнали? — улыбнулась женщина-ангел. — Когда-то вы сотворили мое
будущее. Теперь — будущее вот этой девочки. Вы настоящий Творец!
Спасибо…
— Да какой я творец? — вырвалось у него. — Так, художник-любитель,
несостоявшийся гений… Говорили, что у меня талант от бога, а я… Малюю
потихоньку, по мелочам, все пытаюсь понять, в чем мое призвание.
— А вы еще не поняли? — вздернула брови женщина-ангел. — Вы можете менять реальность. Или для вас это не призвание?
— Я? Менять реальность? Да разве это возможно?
— Отчего же нет? Для этого нужно не так уж много! Любовь к людям.
Талант. Сила веры. Собственно, все. И это у вас есть. Посмотрите на
меня — ведь с вас все началось! Кто я была? И кто я теперь?
Она ободряюще положила ему руку на плечо — словно крылом обмахнула, улыбнулась и пошла.
— А кто вы теперь? — запоздало крикнул он ей вслед.
— Ангел! — обернулась на ходу она. — Благодарю тебя, Творец!
… Его и сейчас можно увидеть в переулке Мастеров. Старенький мольберт,
складной стульчик, чемоданчик с художественными принадлежностями,
большой зонт… К нему всегда очередь, легенды о нем передаются из уст в
уста. Говорят, что он видит в человеке то, что спрятано глубоко внутри, и может нарисовать будущее. И не просто нарисовать — изменить его в
лучшую сторону. Рассказывают также, что он спас немало больных детей,
переместив их на рисунках в другую реальность. У него есть ученики, и
некоторые переняли его волшебный дар и тоже могут менять мир. Особенно
выделяется среди них белокурая кудрявая девочка лет четырнадцати, она
умеет через картины снимать самую сильную боль, потому что чувствует
чужую боль, как свою.
А он учит и рисует, рисует… Никто не знает его имени, все называют его просто — Творец. Что ж, такое вот у человека призвание…