Острие

Советский гамбургер

Технологию и оборудование для выпуска десятков видов продуктов — от тушенки до шампанского — в 1936 году привез из Америки нарком пищевой промышленности Анастас Микоян.

1936 год — параллельно с массовыми репрессиями СССР демонстрирует признаки нормальной жизни. Стартует клубный чемпионат по футболу, создано ГАИ, впервые присваивается звание Народного артиста, принята новая конституция. Соединенные Штаты — еще не главный враг, но важный поставщик технологий и оборудования. Иосиф Сталин заявляет, что «нужно соединение русского революционного размаха с американской деловитостью». Повинуясь, руководитель пищевой промышленности Анастас Микоян с небольшой делегацией едет поездом в Берлин, потом в Париж, а в Гавре садится на пароход до Нью-Йорка. Результаты этой поездки десятилетия ели все советские люди. За два месяца нарком Микоян проехал по Америке в машинах и поездах более 21 000 километров. Он изучил: забой скота, замораживание мяса и фруктов, рецептуру мороженого, выпечку хлеба, пивоварение, консервирование, изготовление — соков, шампанского, сухарей, бисквитов, попкорна, шоколада, сухого молока, майонеза. Посетил заводы жестяной тары и металлических крышек, фабрику картона, стекольный завод, производство упаковочных машин и эмалированных емкостей, несколько сельскохозяйственных выставок и научных институтов. Первый пункт американской командировки – Нью-Йорк — открыл для советской делегации мороженое. Микоян перепробовал несколько десятков сортов и рекомендовал к заимствованию пломбир, крем-брюле, эскимо, ванильное и фруктовое. Его поразили американские холодильные установки. В Советском Союзе холодильников не было, поэтому Микоян сразу закупил партию машин, технологию быстрого замораживания, сухой лед и рецепты мороженого. Нарком считал, что советский гражданин должен съедать в год не менее 5 килограммов холодного десерта. «МОРОЖЕНОЕ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ МАССОВЫМ ПРОДУКТОМ ПИТАНИЯ, ВЫПУСКАЯ ЕГО ПО ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ», — АНАСТАС МИКОЯН.

Практически с нуля в Советском союзе создавалось производство продуктов длительного хранения. Кроме промышленных холодильников, Микоян импортировал из США конвейеры для производства тушенки, рыбных и овощных консервов, а также оборудования для изготовления фруктовых соков. Но если Америка пила апельсиновый сок, то в СССР сделали ставку на томатный.

«ПРЕБЫВАНИЕ В США ОКАЗАЛОСЬ ДЛЯ МЕНЯ УНИВЕРСИТЕТСКИМ КУРСОМ В ОБЛАСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ… Я ВЕРНУЛСЯ ОТТУДА КАК БУДТО ОБОГАЩЕННЫМ, СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И С ПЛАНОМ ПЕРЕНЕСЕНИЯ В НАШУ СТРАНУ ОПЫТА РАЗВИТОЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ», — АНАСТАС МИКОЯН

Микоян все контролировал сам. Пробовал на вкус новые продукты, утверждал рецепты и этикетки, стал одним из основателей советской рекламы. Он придумал приглашать известных поэтов писать броскую рекламу в стиле Маяковского. Личный переводчик Сталина Валентин Бережков вспоминал: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». В детстве Микоян был вегетарианцем, а в 1938-м году создал лучший в СССР мясокомбинат. Он работает до сих пор. До сих пор в столовых, детских садах, больницах и тюрьмах постсоветских государств существуют и составленные Микояном советские обеды из трех блюд.
21:46