Последний император Пуи
Однажды 40 лет назад ...
Если взять список императоров Китая, то имя Пуи удивительно похоже на фамилию нашего императора. Его клановое имя, соответствующее нашей фамилии, слишком сложное - Айсиньгёро, он манчжур. Можно считать фамилией название династии - Цин, похоже на фамилии ханьцев: Мао, Лан, Чжоу. Если, как верят китайцы, имя сильно влияет на судьбу, то и нас, и нашего императора ждет незавидное будущее.
Пуи был последним императором Китая, даже и править не удалось. В 6 лет его свергла революция, Китай стал республикой. Затем в стране были междоусобные войны местных правителей, война с японцами, которая унесла десятки миллионов китайцев, затем гражданская война, культурная революция. Вся эта кровавая каша длилась с 1915 года, то затихая, то превращаясь в полномасштабную войну с Японией 1937 - 45 гг.. Послевоенная гражданская война, репрессии и культурная революция тоже унесли, по разным оценкам десятки миллионов жизней.
Интересно, что к Пуи отношение в Китае было благожелательным у всех режимов, кроме Чан Кай-ши - тот не мог простить сотрудничество с японцами. Собственно, ничем, кроме этого, перед народом он провиниться не мог, но у японцев он был марионеткой под домашним арестом. Он был номинальным правителем Манчжурии в 1934 - 45 гг., но был ли у него выбор и власть? Он был с 1945 по 1950 г. в СССР, с 1950 по1959 г. в тюрьме в Китае, но в привилегированных, хотя и не царских, условиях. Освобожден по приказу Мао
С 1959 года он поселился вновь в Пекине, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке. Заявил о том, что принимает народную власть. Осенью 1961 года состоялась встреча с председателем КНР Мао Цзэдуном. С 1964 года был членом политико-консультативного совета КНР.
С одобрения Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая написал мемуары «Первая половина жизни» (в английском переводе — «От императора до гражданина»), в которых предстаёт как чисто формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пуи мог сознательно преуменьшать свою политическую роль, опасаясь обвинений в военных преступлениях Японии.
Пуи, как воплощение старого режима и реакционной монархии, был одной из очевидных потенциальных мишеней Культурной революции 1966 года, поэтому ему обеспечили государственную защиту. Тем не менее, хунвэйбины угрожали ему и жгли его книги.
Очевидное сходство Пуи с Путиным - оба слабые и нерешительные люди, абсолютно неподходящие для самостоятельной роли во главе государства. Оба плыли по течению, не отказываясь от благ, хотя Путин, конечно, был все же напористей и изворотливей. Но Пуи был рожден императором, а Путин делал карьеру сам, заводя связи и продвигаясь. И народ в КНР и РФ разный, никогда в России бывший правитель не удостаивался доброжелательного отношения, даже заслуженного. Так личный финал будет, вероятно, другим, но это детали.