Зачем России таланты?
Однажды 40 лет назад ...
Был в ЛДПР такой депутат - Михаил Монастырский по кличке Яйца Фальшберже. Он честно признался, что мандат купил за 300 000 баксов. По таланту великий художник и ювелир, наш Бенвенуто Челлини. Но талант был никому не нужен.
Начинал он в 19 лет реставратором в Эрмитаже. Заодно скупал на Севере, реставрировал и сбывал иностранцам иконы. Несколько светильников подменил поддельными. На этом и погорел: в 1973 году его осудили на 3 года лишения свободы за хищения и подделку документов. В 1982 году на таможне у иностранца изъяли партию фигурок с клеймами Фаберже. Эксперты в один голос признали их подлинниками, экспонаты отправили в Эрмитаж.
Позже, когда выяснится авторство работ, они все равно останутся в музее как искуснейшие подделки. При этом, напомню, у Фаберже была целая фабрика, а у Миши - подпольная мастерская.
Одна фигурка, конь-тяжеловес из обсидиана с золотыми копытами, золотой уздечкой и рубиновыми глазами, попала в Оружейную палату Кремля и хранилась там до 1988 года, пока не выяснилось, что это изделие Монастырского, а оригинал находится в частной коллекции в США.
Милиция искала контрабандистов, и следы привели к Монастырскому. Ему светила расстрельная статья о контрабанде культурных ценностей. И тогда Миша признался, что «Фаберже» — это он сам.
Выяснилось, что между первой и второй отсидками Миша наладил маленькое производство, что-то вроде подпольного кооператива, на фабрике «Русские самоцветы» в Ленинграде. У него были поддельные клейма Фаберже, которые он сначала ставил на ювелирные пасхальные яйца, а потом начал клеймить и другие фигурки. Выполнены они были настолько искусно, что отличить «фальшберже» от подлинников не могли даже искусствоведы. Ему пришлось доказывать свое авторство. И тогда он продемонстрировал экспертам шкатулку, которая изнутри была проклеена советской газетой. В 1983 году Монастырскому все-таки влепили 10 лет колонии за контрабанду. Третий срок он получил в 1985 году по статье «занятие запрещенным промыслом», когда уже сидел за контрабанду.
В 1988 году Миша вышел на свободу по амнистии. Скоро он обнаружил, что в обнищавшей стране выгоднее торговать продуктами, чем быть художником, и наладил поставки еды на Север. Так он стал одним из богатейших людей в Петербурге.
В Думе Монастырский сначала работал в комитете по безопасности, потом перешел в комитет по вопросам геополитики. А когда полномочия кончились, Миша быстро эмигрировал в Испанию. Уголовное преследование Монастырского прекратил прокурор Петербурга Иван Сыдорук в 2003 году, незадолго до своей отставки.
В Испании Монастырский скучал. В 2006 году он обратился в полицию и предложил дать показания на «русскую мафию». Показания Монастырского послужили началом операции «Тройка» — громкого дела петровско-малышевской группировки. Сам он в 2007 году из Испании уехал во Францию, и на дороге возле Лиона в его автомобиль со всего маху врезался цементовоз. Миша Фальшберже погиб на месте.
Это не только наша проблема - весь мир живет аналогично.В Голландии был аналогичный художник - Хенрикюс Антониус (Хан) ван Мегерен. Начал с продаж картин Яна Вермеера и Питера де Хоха. Картины ван Мегерена европейские искусствоведы приняли за редчайшие образцы творчества классиков. На своих подделках он заработал свыше 8 миллионов гульденов (25-30 млн $ в перерасчёте на современный курс)Ван Мегерен был замечательным художником-анималистом, о чём свидетельствуют многие его рисунки, например «Олень», который до сих пор воспроизводится во многих учебниках по рисунку. Будучи убеждённым художником-реалистом, ван Мегерен не принимал всего нового в живописи. Чтобы отстоять себе место в мире искусства и иметь заработок на жизнь, он не нашёл другого выхода, кроме как заняться подделкой картин столь любимых им старых мастеров. Его талантливые картины в классической манере не продавались. Впрочем, и картины художников-новаторов при жизни часто не продавались. В 1943 году ван Мегерен продал Герману Герингу свою новую работу «Христос и судьи», выдавая её за Вермеера. За эту картину он запросил 1 600 000 гульденов. На тот момент это была чуть ли не рекордная сумма, уплаченная за произведение кого-либо из старых мастеров. В результате попал под суд за продажу врагу национального достояния - расстрельная статья. Пришлось признаться. Получил 1 год, но через месяц умер. Насилие над своим талантом привело к алкоголизму и наркомании. Сейчас его картины ценятся высоко. Аналогичный талант, оставшийся неизвестным, именуется Испанский фальсификатор. Предполагается, что он работал в течение длительного периода, с 1890-х по 1920-е годы, вероятно, даже на протяжении всех 1930-х годов. Писал не только картины, но и подделывал старинные рукописи, миниатюры. Сейчас проводятся его персональные выставки. Художников перестали покупать, исходя из таланта. Когда-то меценаты разбирались в живописи или знали, у кого спросить. Тогда Репин, Коровин, Крамской, Брюллов были состоятельными людьми. Сейчас интересует только распиаренное имя.