Острие Острие

Чума, которой не было

Чума, которой не было

Прежде всего возникает вопрос: была ли действительно чума в Севастополе в 1829 — 1830 годах? Старики единогласно утверждают, что не было, и называют эту «эпидемию» довольно метко «карманной чумой», то есть просто способом для чиновников набивать себе карманы на предохранительных от заноса чумы карантинных мерах.

Казалось бы, как можно набить себе карман на чуме? Но для русского чиновника, заматерелого взяточника и казнокрада, всякий повод есть повод к наживе, и ни один не плох. Чума так чума, и при чуме, дескать, живы будем.
При императоре Павле, рассказывают, был один чиновник, который все добивался получить место во дворце: «Ах, хотя бы за канареечкой его величества присмотр мне предоставили! Потому что около птички этой желтенькой и я, и моя супруга, и детишки мои — все мы преотлично прокормимся!»
...
А чума — это уж не птичка-канарейка; на борьбу с чумой, появившейся будто бы в войсках, воевавших с Турцией, а потом перекочевавшей в южные русские порты, ассигнованы были правительством порядочные суммы, и вот за тем именно, чтобы суммы эти уловить в свои карманы, чиновники готовы были любой прыщ на теле матроса или матроски, рабочего или поденщицы признать чумою, а население Севастополя засадить в карантин на всю свою жизнь: так, чтоб и женам бы хватило на кринолины, и детишек бы вывести в люди, и на преклонные годы кое-какой капиталец бы скопить…
Вот этот-то бесконечный карантин, — «канарейка» чиновников, — и ожесточил беднейшее рабочее население слободок: Корабельной;
Артиллерийской и некоего «Хребта беззакония» (меткое название!), которого ныне уже нет и в помине. Это была тоже слободка, расположенная по хребту самого южного из трех севастопольских холмов; населялась она бесчинным, «беззаконным» образом, без спроса у начальства; жили там в землянках и хижинах (самого нищенского вида) базарные торговки, пришлые рабочие (грузчики, сапожники, поломойки)… Этот «Хребет беззакония» по «усмирению» восстания приказано было графом Воронцовым уничтожить, — и его уничтожили, и стало место пусто. А домишки Корабельной слободки, также и Артиллерийской остались, только были секвестрованы и потом продавались с торгов.
Дело было в том, что главное население этих слободок, — семейства матросов действительной службы и отставных, — жило летними работами в окружающих Севастополь хуторах, карантин же отрезывал им доступ на эти работы, обрекая их тем самым на голод зимой. Кроме того, замечено было, что через линию карантина отлично пробирались жители собственно Севастополя, главным образом офицерство: для них, значит, существовали особые правила; они, значит, передать чуму дальше, на север, никак не могли. Карантинные же и полицейские чиновники получали по борьбе с чумой особые суточные деньги — порядочную прибавку к их жалованью. Кроме того, на их обязанности лежало снабжать продовольствием жителей «зачумленных» районов, а чуть дело дошло до «снабжения», тут уж чиновники не давали маху. Они добывали где-то для этой цели такую прогорклую, залежалую муку, что ее не ели и свиньи. Кроме карантинных и полицейских чиновников, хорошо «питались чумою» и чиновники медицинского ведомства, которые, конечно, и должны были писать в бумагах по начальству, что чума не только не прекращается, но свирепствует все больше и больше, несмотря на принимаемые ими меры.
Какие же меры принимались этими лекарями? Правда, с того времени прошло уже почти четверть века, но и для того жестокого времени меры эти кажутся невероятными.
Подозреваемых по чуме (так как больных чумою не было) отправляли на Павловский мысок, и на это место, по рассказам всех, кто его видел, смотрели, как на готовую могилу.
Чума — болезнь весьма скоротечная, но там умудрялись держать «подозрительных» даже и по два месяца, а был и такой случай, когда держали целых пять месяцев!
Большинство умирало там, так как не все же были такие исключительные здоровяки, чтобы выдерживать режим мыска месяцами. А так как туда отправлялись не только подозрительные по чуме, но и их семейства полностью, до грудных детей и глубоких старцев, то часто вымирали там целые семьи.
Наконец, кем-то из старших врачей изобретено было поздней осенью 1829 года, как предупредительная мера против заражения чумою, поголовное купанье в море жителей Корабельной и Артиллерийской слободок и «Хребта беззакония»! И это подневольное купанье продолжалось всю зиму, благо вода в бухте не замерзала. Как же можно было не заболеть от этого всеми простудными болезнями! А чуть человек заболевал, он уже становился «подозрительным по чуме».
Если бы я услышал это от кого-нибудь одного, я принял бы это, пожалуй, за досужую выдумку; однако то же самое говорили мне многие.
Народ терпел. Правда, это был народ весьма напрактикованный именно в терпении. Ведь тогда при главном командире Черноморского флота, которого иные называют еще «гуманным», — адмирале Грейге, матросов за пустые провинности по службе раздевали донага зимою в мороз, привязывали к обледеневшему орудию и избивали линьками так, что иногда снимали с пушки закоченевший труп.
На Павловском мыске больные разными болезнями содержались в холодном и сыром сарае, как будто бы только затем, чтобы убедить высшее начальство в неблагополучии Севастополя именно по чуме: смертность благодаря повальному купанию в море и сараю на мыске была огромная, количество лиц, заинтересованных в карантине, росло, так как все увеличивались команды оцепления, которые или состояли из воинских частей, или из местных окрестных татар, но под командой офицеров, получавших суточные деньги за полное ничегонеделанье.
Кроме чиновников, наживались на этом деле еще и «мортусы» — люди в просмоленной одежде, признанные необходимыми для борьбы с чумной заразой.
Эти мортусы не только всячески обирали народ, пользуясь своей безответственностью, но еще и ускоряли смерть больных какими-то снадобьями, которые выдавались ими за лекарство, а в одном семействе они будто бы попросту придушили старушку, которая ни за что не хотела отправляться на Павловский мысок.
Уцелели в памяти стариков и фамилии преступников-врачей: Ланг, Шрамков, Верболозов и другие. Купанье в море введено было старшим врачом Лангом.
Верболозову будто бы пригляделась одна красивая матроска, у которой было трое детей, но когда она отказала ему в его домогательствах, он немедленно объявил ее чумною и отправил в знаменитый сарай на мыске вместе с детьми. Там им дали каких-то ядовитых конфет, присланных Верболозовым, и все четверо умерли.
Народ терпел все издевательства над собою больше года; наконец терпение его лопнуло. Народ восстал. Упоминают старики о какой-то «Доброй партии», которая будто бы руководила восстанием, но сведения о ней почему-то туманны.
"Севастопольская страда". С.Н. Сергеев-Ценский 
+2
08:21
671
полоз полоз 2 года назад #
Я думал сама написала, а потом смотрю, подпись есть. Я после первого обзаца решил забежать вперёд. Пиздец тексту.

Если бы я услышал это от кого-нибудь одного, я принял бы это, пожалуй, за досужую выдумку; однако то же самое говорили мне многие.


Шедевр, верх истины.
Акти Акти 2 года назад #
комментарий удалён
полоз полоз 2 года назад #
О как
Arnold Helmgoltz Arnold Helmgoltz 2 года назад #-3
Дело «ненастоящих сварщиков» и «многих геологов» процветает…
полоз полоз 2 года назад #
«кстати, более чем» ©
березка березка 2 года назад #
Это не статья в газете, а художественное произведение так-то))) wink
Акти Акти 2 года назад #
ничё не меняицца… sad
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Пора березку переименовать в дубраву.
Акти Акти 2 года назад #
оч. любила этот фильм «Дубравка»!
березка березка 2 года назад #
История повторяется периодически… Как говорится — времена меняются, а люди нет…
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Дураки — точно не меняются.
березка березка 2 года назад #
Тебе-то не знать!
Arnold Helmgoltz Arnold Helmgoltz 2 года назад #-2
Меняются. В какой-то момент «избранные» переходят на конечную стадию «просветления». Таких награждают гордым званием — «Скоробей»
Некоторых даже доской ПочОта по лицу отмечают.
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Блядь, какие суки эти лекари. Еще в 6 веке отравили 100 млн человек всякими ядами под видом чумы. И потом трудились, не уставая. Где только они наделали столько ядов. Впрочем, от советского пропагандона в 1937 г. и не такие шедевры о проклятом царизме можно найти. Жить захочешь — и не так раскорячишься © Особенности национальной охоты.
Енот Енот 2 года назад #+1
На самом деле фальшивая эпидемия в Севастополе реально была.
Чиновники, участвовавшие в мероприятии охуели настолько, что начали морить и травить народ специально, для поддержания картины чумы.
Женщин насиловали, в порядке медицинских мероприятий, невзирая на семейное положение и пол.
Как будто, уже 200 лет назад вступили в «е… ную россию».
Кончилось всё народным бунтом. По результатам которого казнили как градоначальника с компанией, так и зачинщиков бунта.
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Думаю, что некоторые меры все же были необходимы, так как на юге России тогда реально была эпидемия чумы. И холера в Севастополе была, впрочем, как и всегда. Просто в 1929 г., через год после установления карантина, у него появился новый начальник – полковник Захар Херкулидзев. Про него говорили, что он храбрый, как клинок, но дурак донельзя. Насчет отравлений и уморений последовавшие комиссии не нашли реальных случаев — зачем, если в карантинном бараке без еды и питья люди мерли итак. Изнасилований было много. Но никакой аналогии с ковидом, когда у каждого есть знакомый, реально тяжело болевший. Самое интересное — это реакция Николая Первого. Он был добросовестный служака, но совершенно не разбирался в людях и был абсолютно неспособен к управлению. Ни одного вора суд не осудил — только восставшие убили тех, кто попал в руки. Зато комендант города генерал-лейтенант А. П. Турчанинов по решению суда «за малодушие и за совершенное нарушение всех обязанностей по службе» был лишён всех званий и наград и разжалован в рядовые. Между тем он просто под угрозой смерти снял карантин — правильная и необходимая мера. Царь искренне боролся с коррупцией, но поверил не комиссии, вскрывшей чудовищное воровство (установили, что из 70 тысяч рублей, направленных для оказания помощи, Севастополь получил лишь 23 тысячи, а все остальное было украдено чиновниками, офицерами, спекулянтами) а Воронцову, заявившему, что воровства не было, а был только бунт. В основе всех проблем лежала глупость и жадность, как всегда в России. И сейчас тоже
Источник
Енот Енот 2 года назад #+1
А вот из тех, кто в Петербурге покрывал местное ворьё, никто не пострадал. Их даже не предупредили «о неполном служебном соответствии».

© Из того же источника
Точно в е… ной россии состояли.
березка березка 2 года назад #
Но никакой аналогии с ковидом, когда у каждого есть знакомый, реально тяжело болевший.

Комментарий не мне, но я отвечу.
1. Где хоть слово об аналогии с ковидом?
2. У меня нет ни одного знакомого тяжело болевшего.
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Ты вообще в моем комменте не упоминалась — я отвечал Еноту. Насчет знакомых — как? А Волг? Ты уже его знать не желаешь? Ну ты и…!
березка березка 2 года назад #-1
Комментарий не мне, но я отвечу.

Читать научись.
Ну разве что Волг. Здоровья ему и долгих лет жизни.
полоз полоз 2 года назад #
Вам пир, дважды.
березка березка 2 года назад #-3
Он не мой знакомый. don-t_mention да и напиздеть мог.
Вам пир Вам пир 2 года назад #
Ну насет пиздеть это к тебе. Тем более есть нормальные описания чумного бунта в Одессе. Эпидемия на самом деле была. То что ей воспользовались разные сволочи чтобы нажиться- тоже было. А вот всякой херни что приплетено в опусе- так деревянных пиздаболов и тогда много было. И да по результатам расследования потом потянулись бунтовщики кто на виселицу кто на каторгу.
березка березка 2 года назад #
В Одессе была.
березка березка 2 года назад #
То что ей воспользовались разные сволочи чтобы нажиться- тоже было.

Так об этом и речь. Кому война, а кому мать родна.
А вот всякой херни что приплетено в опусе

Можешь опровергнуть?
Вам пир Вам пир 2 года назад #
по поводу этой эпидемии есть несколько серьезных трудов как советских так и современных историков. Один последних примерно страниц на 280.
Акти Акти 2 года назад #
ой, девачки, а сколько про нашу-то напишут?!.. wonder
березка березка 2 года назад #
Читать-не перечитать будет!)))
березка березка 2 года назад #
Опровержение на славу! Уложил на обе лопатки!
Вам пир Вам пир 2 года назад #
Ели начинать то например с личности военного губернатора Севастополя адмирала Грейга. Сей товарищ выстроил мощную систему финансовых потоков (из казны к себе в карман), фактически развалил строительство черноморского флота- не корабли конечно строились, но многие из них не могли даже отойти от причальной стенки, Под ним же была и контрабанда. И когда на юге России разразилась вспышка чумы (перманентно чума там была минимум 40 предыдущих лет, но в основном некрупными очагами) то для недопущения был установлен жесткий карантин. Дельцы под крышей Грейга тут же поняли свою выгоду, к 6ним же и присоединились и гражданские власти. А учитывая что Грейгу на тот момент спустили даже отравление капитана Казарского отправленного Николаем Первым для расследования махинаций… в общем там много, но факт- чума была и с ней бороться надо было. то что под это дело мутные дельцы притом имевшие власть крутили гешефты- тут все верно. Но так было много где и не только в нашей стране. чумные и холерные бунты возникали часто, еще в начале 20 века в отдаленных деревнях убивали врачей отправленных лечить заразные болезни, мол это они колодцы травят. Так что антиваксеры еще в те времена были
березка березка 2 года назад #
Короче, никто ничего не понял из приведенного мною отрывка… Не надо мне доказывать, что чума была. Как и не надо доказывать, что вирус есть — я сама всё это знаю. don-t_mention
полоз полоз 2 года назад #
тебе то хорошо, у тебя куда ни плюнь- вирусологи в окружении… а девочка воспитанная в окружении вирусологов- иммунитет железный приобретает только от знаний о вирусах.
березка березка 2 года назад #
Знание — сила! yes3
полоз полоз 2 года назад #
— это минус? Отрицательная сила?
березка березка 2 года назад #
«Минус-шминус» — мы тут не на математике, шоб задачки решать!
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Ну разве что Волг.

Так кто читать не научился? И думать тоже.
березка березка 2 года назад #
По прежнему ты. И думать тоже.
полоз полоз 2 года назад #
страсть как хочется влезть и ткнуть носом, но воздержусь))
березка березка 2 года назад #
Меня или его? А то не знаю — обижаться или заинтересоваться?))
полоз полоз 2 года назад #
Заинтересоваться)
березка березка 2 года назад #
popcorm1
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-1
Женщин насиловали, в порядке медицинских мероприятий, невзирая на семейное положение и пол.

Россия уже тогда была впереди всех по числу полов? И сколько полов было у женщин?
Енот Енот 2 года назад #+2
Как и на острие.
Умные и которые просят шутки разъяснить.
березка березка 2 года назад #-1
Ты вот прежде чем что-то серануть, подумай, если можешь или хотя бы в интернет загляни.
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #-3
Дубрава, не смешивай, как обычно, жопу с пальцем.
березка березка 2 года назад #
Где?
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #
Везде!
березка березка 2 года назад #
А сказать нечего? Чего тогда встревал со своим пятаком?
Arnold Helmgoltz Arnold Helmgoltz 2 года назад #-2
Чего тогда встревал со своим пятаком?
Во-первых, не пятак, а шарик навоза с яйцами. А во-вторых, по праву священности, дарованному богом Солнца! macho
березка березка 2 года назад #
Щас ниц паду)))
Eugene1956 Eugene1956 2 года назад #
Осторожно падай, подальше от Арно.
Arnold Helmgoltz Arnold Helmgoltz 2 года назад #-3
Мне показалось, или это у Священного Насекомого ревность взыграла?!
Агент 0,7 Агент 0,7 2 года назад #+1
Изображение
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.