Острие Острие

ОСАГО может подорожать на 80%

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявил журналистам, что цена полиса ОСАГО уже в 2022 году может вырасти на 80 процентов. Подорожание обещают сделать постепенным, а пройдёт оно в два этапа. Первый рост цен прогнозируют весной, после увеличения лимитов по жизни и здоровью. Второй — осенью, после отмены расчёта выплаты с учётом износа деталей.

Заявление вызвало большой резонанс, но всё оказалось не совсем так, как представили журналисты. Разбираемся, кто сильнее пострадает от нововведений, а для кого автогражданка почти не подорожает.

Почему вообще ОСАГО может подорожать на 80%

Игорь Юргенс на пресс-конференции действительно заявил, что стоимость полиса ОСАГО может вырасти на 80%. Но слова спикера были опубликованы не полностью и без разъяснения. Журнал Авто.ру обратился в РСА и выяснил, что Юргенс имел в виду вовсе не среднюю цифру по рынку и что повышать стоимость полиса на 80% для всех водителей никто не будет. Выступая перед журналистами, Юргенс говорил лишь о крайних значениях.

«Игорь Юрьевич Юргенс заявил, что если говорить о максимуме, то речь идёт об удорожании на 80%. Но только в случае расширения тарифного коридора сразу по всем пунктам. Разового и резкого повышения цен на 80% для всех не будет», — объяснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.Он также упомянул, что, по прогнозам Банка России, после повышения лимитов и отмены износа увеличение средней премии будет около 50%, а прогноз РСА чуть выше, а именно 60%. «80% — это максимальный рост цен для самых плохих водителей. Для добросовестных водителей рост составит около 10%», — добавил Уфимцев.

Зачем расширяют лимиты выплат по жизни и здоровью

Первым этапом грядущей реформы ОСАГО станет увеличение лимитов по жизни и здоровью, причём сразу в четыре раза. Это, разумеется, повлияет на стоимость полисов. Сейчас за травмы и смерть в результате ДТП от страховой можно получить максимум 500 тысяч рублей. После принятия поправок в закон максимальная сумма выплат увеличится до 2 млн рублей. Соответ­ственно, все травмы, которые получают пострадавшие в дорожных авариях, будут пересмотрены и переоценены.

Страховые компании ориентируются на перечень коэффи­циентов по травмам от ДТП, по которому страховщики рассчитывают выплаты пострадавшим. После увеличения лимитов эти выплаты тоже изменятся. Например, если сейчас перелом руки «оценивается» в 20 тысяч рублей, после принятия первого этапа реформы пострадавший получит сумму в четыре раза большую.

По данным компании «Росгосстрах», в 2021 году каждое сороковое ДТП приводило к различным травмам или гибели авто­мобилистов, пассажиров или пешеходов. В прошлом году компания выплатила по таким страховым случаям свыше 1,115 млрд рублей, а в 2020‑м — более 1,344 млрд рублей. А выплата по ОСАГО для погибших составляет сегодня в среднем 350 тысяч рублей.

В настоящее время между Минфином, Банком России и РСА идут консультации, которые должны вылиться в поправки в закон об ОСАГО — рассмотреть и принять их планируется уже грядущей весной. «Начнём с 2 млн рублей на расширение лимитов выплат, потому что это логично для того, чтобы сделать единообразным покрытие по вреду жизни и здоровью по всем обязательным видам страхования. В 2 млн рублей оценивается потеря человеческой жизни не только в страховании, но и при других государственных выплатах. Дальше пойдём оценивать, сколько будет стоить отмена износа и когда это реально претворять в жизнь», — пояснил глава РСА Игорь Юргенс.

Когда отменят износ запчастей и как это повлияет на цену ОСАГО

Отказаться от учёта в страховых выплатах износа деталей по ОСАГО планируется осенью 2022 года. РСА уверяет, что этот этап должен быть разведён по времени с расширением лимитов, чтобы не допустить слишком резкого роста тарифов. При этом большая часть водителей, по словам представителей РСА, от отмены износа только выиграет, так как страховщики начнут оценивать ремонт в большие суммы, а автомобилисты перестанут жаловаться на заниженные выплаты и смогут расширить географию автосервисов.

Пока же страховые эксперты рассчитывают стоимость возмещения с учётом износа запасных частей. «Допустим, рыночный ущерб составляет 150 тысяч рублей. Но у машины есть износ по запчастям, который строго регламентирован и равен, например, 50%. И человек получает выплату в 80 тысяч рублей, которую он считает несправедливой. Отмена износа приведёт к тому, что оценочный расчёт страхового эксперта будет выплачиваться в полном объёме», — объяснил Евгений Уфимцев из РСА в беседе с Авто.ру.

Когда учёт износа будет отменён, это приведёт к повышению цен на ОСАГО. И оно, по оценкам РСА, составит в среднем 25–30% к весеннему повышению цен из-за лимитов.

Директор по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов полагает, что к концу года полисы подорожают в среднем на 2 тыс. рублей: «По оценкам профессионального сообщества, каждое из этих действий приведёт к увеличению средней стоимости полиса приблизительно на 1000 рублей. Поэтапное введение новшеств позволит сохранить довольно хрупкий баланс интересов автомобилистов и страхового сообщества, чтобы повышение тарифов на ОСАГО не было скачкообразным».

Изменения давно назрели, считает директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров, но и он согласен с тем, что они не могут не отразиться на стоимости полиса. Возможное повышение Макаров оценивает в 40%.

ОСАГО подорожает, но будут и выгоды

По расчётам РСА, примерно 80% автомобилистов страны попадают в категорию добросовестных водителей. И для них рост стоимости полиса после двух этапов реформы составит всего 10–15%. Например, если сегодня в среднем москвич платит за полис ОСАГО около 5 тысяч рублей, то к концу года его полис подорожает на 500 рублей.

А вот для «аварийных» водителей повышение действительно может составить и 80%. Если сегодня молодой водитель с маленьким стажем платит 10–15 тысяч рублей, после изменений цена его полиса станет на 5–6 тысяч выше. И большая часть автомобилистов с таким положением дел вполне согласны. Об этом в беседе с Авто.ру рассказал глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.

«ОСАГО уже сейчас не стоит одинаково для всех. Для аккуратных добропорядочных водителей, которые редко попадают в ДТП, изменения будут незначительны. Если бы людям поднимали стоимость и за эти деньги они получали бы то же самое, то было бы несправедливо. Но повышение цен — это следствие увеличения лимитов по жизни и здоровью, а также отмены износа запчастей», — говорит Шкуматов.

Эксперт утверждает, что опирается на данные опросов и исследований рабочей группы ОНФ, согласно которым 90% водителей поддерживают увеличение лимитов и столько же — отмену износа. При этом люди озвучили, что готовы доплачивать за ОСАГО из-за изменений примерно 1–2 тысячи рублей.

«По факту добросовестные водители получат надбавку за полис даже меньше. Людям не так важны лимиты по железкам, как важны выплаты по жизни и здоровью, они волнуют всех, и их давно нужно было поднять. Большинство автомобилистов, повторюсь, 90% выступают "за" и готовы платить. Большая часть повышений цен касается рисковых групп — это не более 30% покупателей ОСАГО», — поясняет правозащитник.

Рост стоимости затронет не всех, соглашается Денис Макаров из компании «АльфаСтрахование», так как страховщики определяют тариф ОСАГО индивидуально в зависимости от уровня риска, связанного с конкретным водителем. «Повышение стоимости при увеличении лимита по жизни и здоровью больше всего затронет лихачей и серийных нарушителей. Также цена не будет одинаково расти для всех категорий водителей при отмене износа запчастей», — заключает он.

Будут и другие изменения

Помимо отмены учёта износа, реформа ОСАГО в 2022 году подразумевает отмену коэффициента мощности и региональных коэффициентов, а её конечной целью является свободное ценообразование в системе ОСАГО. Регулятор (Банк России) сможет ограничивать тариф только сверху и снизу, а итоговая цена полиса будет зависеть от страховщика и истории репутации конкретного водителя.

Юрий Стрекалов из СК «Росгосстрах» утверждает, что ценообразование становится более справедливым по отношению к каждому страхователю: «На сегодняшний день в "Росгосстрахе", по сути, каждый водитель получает свой индивидуальный тариф на полис ОСАГО, так как при его расчёте учитывается больше факторов, влияющих на ценообразование. Все они указаны на официальном сайте».

0
09:06
422
полоз полоз 2 года назад #
Всё можно было уложить в одну строчку"
«ОСАГО» подорожает.
Всё остальное лапша.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.