В то непростое время, когда на территории России шла гражданская война, - а сама страна ещё не знала, кто она теперь: уже не Империя, ещё не Союз, - в Америке был избран президентом некто Уоррен Гардинг. Его довольно мало знают за рубежом, а ведь по некоторым оценкам он был "самым скандальным президентом в истории США"!
Основной его скандал - крупнейший в истории страны как минимум до 1970-х, - был связан с нефтяными месторождениями из резервов американского военно-морского флота. Назначенный Гардингом министр внутренних дел, Альберт Фолл, взял и просто так в 1922 году отдал эти месторождения двум нефтяным компаниям ("Pan American Petroleum and Transport Company" и "Sinclair Oil Corporation"). Проблема заключалась, во-первых, в том, что не было объявлено открытого конкурса, а во-вторых, в том, что примерно в это же время владелец первой компании предоставил Фоллу "беспроцентный кредит" на сумму в сто тысяч долларов, а владелец второй и вовсе "подарил" ему более двухсот пятидесяти тысяч долларов наличными.
Сделка не осталась незамеченной. Вслед за обличающей статьёй, которая тут же появилась в The Wall Street Journal, было начато расследование о взяточничестве, и вскоре Альберт Фолл стал первым в истории США министром, оказавшимся за решёткой.
Альберт Фолл и владельцы нефтяных компаний
Расследование шло несколько лет. В России, тем временам, успела закончиться гражданская война, и страна обрела новое имя. Жизнь продолжалась. Конечно, продолжался и выпуск газет, и освещение событий внешнего мира, поэтому нефтяной скандал не остался у нас незамеченным.
Тогда для газеты "Правда" политические фельетоны писал журналист Моисей Хаимович Фридланд под псевдонимом Михаил Ефимович Кольцов. Именно он рассказал советскому народу о событиях в администрации американского президента, и использовал при этом следующие выражения:
Вдруг — неприятность. Кое-кто из судебных следователей оказался не без греха. У одного несколько нефтяных акцишек завалялось на самом дне кармана. Другой еще совсем недавно получил за прекращение нефтяного дела взятку выше средних размеров, крепко и убедительно пахнувшую керосином.
И так понравилось советскому народу это выражение про запах керосина, что оно мгновенно разлетелось, став, в общем-то, литературным фразеологизмом. Причем таким, у которого есть дата рождение и авторство, что встречается крайне редко.
Вот так и расходятся круги на воде истории - с одной стороны земного шара кто-то провернул мошенническую схему, а с другой стороны земного шара в языке появилось новое выражение.
Он Же 1 год назад #