Острие

«Хотели как лучше...»

Лента новостей

11 июня 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации

Программа была задумана для того, чтобы побыстрее перейти от неэффективной социалистической экономики к эффективной рыночной.

Для этого необходимо было сформировать класс эффективных собственников крупных предприятий. Но вот незадача: предприятия являлись пока еще общественной собственностью.

Для решения этой проблемы народную собственность договорились «отнять и поделить» поделить и отнять.

Общественное богатство эффективные рыночники посчитали, как сумели. Затем поделили на число россиян. И каждому лично в руки была выдана его доля — «Приватизационный чек» номиналом 10 тыс. руб. или ваучер.

Далее поделенное надо было отнять. Это оказалось совсем не трудно.

Обменять ваучеры на деньги формально было нельзя. Но, поскольку они не были именными, фактически оказалось можно. Что и сделали практически сразу многие россияне. Разумеется, 10 тыс. руб. никто за них не давал, но за полцены можно было продать.

Государство же предлагало гражданам самостоятельно выбрать, владельцами каких именно предприятий они желают стать, и вложить свои ваучеры в акции. Так поступили около 20% граждан. Угадали далеко не все.

Тем же, кто не хотел продавать ваучер, но опасался рисков при вложении, были предложены ЧИФы — чековые инвестиционные фонды. По задумке, ЧИФ собирал большой пакет ваучеров, после чего опытные инвесторы вкладывали их в разные предприятия, чтобы снизить риски. По факту большинство ЧИФов разорилась или просто растворилась в рыночном тумане.

В результате большая часть ваучеров оказалась сосредоточена в руках небольшого числа людей, которые и завершили процесс ваучерной приватизации, поделив между собой бывшее народное достояние.

Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров, — заявил Борис Николаевич Ельцин, подписывая указ о приватизации. Но что-то пошло не так.