Джек Депп
Чудотворная
Давеча, пересматривал все части франшизы «Пираты Карибского моря» и наконец-то смог рационально проанализировать центрального персонажа этой киновселенной и понять, почему он так восхитил меня в детстве)
Джек Воробей – личность крайне необычная с точки зрения его поведения и участия в сюжетном нарративе. Пытаясь сравнить его с другими аналогичными персонажами популярной культуры, я обнаружил, что этот патлатый дядя занимает уникальную нишу, никого похожего на него просто не найти)
Начнем с того, что старина Джек является ярко выраженным антигероем. Таких персонажей в мировом синематографе в наше время пруд пруди, сейчас их время, сейчас именно их похождения наиболее интересны зрителям. Антигерой, в отличие от героя или злодея, не руководствуется понятиями добра и зла в своей сюжетной мотивации, он может служить любой из сторон, действуя в своих интересах.
Во многом, Джек схож с другими известными антигероями: он крайне харизматичный и обаятельный мерзавец) В случае необходимости, Джек с легкостью идет на самые низкие поступки и ведет себя как подлая гнида, подставляя даже самых близких людей под цугундер (правда, в большинстве случаев он делает это с расчетом на то, что сам же потом из этого цугундера их и вытащит).
Но есть в Джеке одна важная черта, которая ставит его особняком от всех прочих антигероев. Росомаха, Дэдпул, Хан Соло, Сойер из Lost, Роршах из Хранителей, Риддик, Локи, Тони Сопрано и Кратос, да вообще все антигерои из произведений, содержащих в себе хоть малую толику экшна, отличаются от Джека Воробья по одному ключевому критерию.
Джек Воробей – противник насилия.
Да, есть и другие антигерои, не применяющие насилия: Доктор Хаус и Чувак из Большого Лебовски, пожалуй, также являются противниками насилия и предпочитают решать конфликты словами. Но Джек отличается от них еще одним ключевым качеством.
Джек Воробей – противник насилия, который способен эффективно применять насилие.
Если вы посмотрите на все сцены дуэлей с Джеком, то обнаружите, что в течение всех фильмов с его участием он дрался с самыми жесткими фехтовальщиками своего сеттинга и не проиграл никому из них. Ни Барбосса, ни Уилл Тернер, ни Норрингтон ни даже Дэйви Джонс не смогли победить Джека в поединке один-на-один. Каждый раз Джек уходил небитым, оставляя оппонентов с носом. Где-то благодаря хитрости, где-то – благодаря везению, но главным образом – благодаря своему довольно серьезному мастерству фехтования.
Тем не менее, сами дуэли каждый раз происходили тогда, когда способов уклониться от дуэли у Джека не было. Во всех других случаях, Джек пытается разрулить конфликт словами, договориться с оппонентом и предложить ему что-нибудь ценное, настроить одних врагов против других, схитрить, поторговаться, придти к взаимовыгодному соглашению. Именно по этой причине, лорд Бэккет, хорошо знающий Джека, не боится в третьей части оставаться с ним в комнате наедине. Бэккет знает, что Джек не попытается его убить, поскольку видит способы выторговать себе ништяки.
И на мой взгляд, пацифизм Джека является той самой причиной, по которой этого персонажа можно считать неповторимым во всей массовой культуре. Поставь Росомаху в сюжетную арку Кратоса или наоборот – получится примерно то же кровавое месилово, особой разницы для сюжета не будет. Но поставить их в сюжетную арку Джека, а Джека – в их сюжетную арку нельзя, так как того же сюжета уже не выйдет)
И этот самый пацифизм очень органично подходит ко всем прочим чертам личности Джека и создает в совокупности, пожалуй, самый цельного и колоритного антигероя всей современной массовой культуры.