Забавно, что на самых известных картинах изображен не Ленин, а работник адвокатской конторы Иосиф Ариевич Славкин. Дело в том, что качественных фотографий Ленина сохранилось очень мало, а решение ЦК об увековечивания памяти вождя мирового пролетариата выполнять было надо. И в СССР потребовалось невероятное количество образов вождя. Но портреты и памятники требовалось с кого-то ваять, а творить по фотографиям (посмертных масок было всего две) многие художники и скульпторы не могли. Или не хотели. И тогда началась эпоха "двойников".
Из статьи К. Кудряшова "Ненастоящий Ленин". Добавлю, что эту же историю рассказывают и "Российская газета" и "АиФ"
Иосиф Ариевич Славкин был похож на Ленина. Одним из первых его заметил художник Амшей Нюренберг. В молодости Нюренберг учился в Париже, потом сотрудничал с Маяковским в Окнах РОСТА, сблизился с группировкой «Бубновый валет», в 1927–1929 гг. снова оказался в Париже — с лекциями о советском искусстве. А вернувшись в Москву, понял, что жизнь дала трещину. Требования к художникам изменились — Нюренберга заклеймили формалистом и припомнили ему многое. Нужно было срочно набирать очки. Тема Ленина представлялась самой перспективной. И натурщик Славкин, похожий на вождя оказался как нельзя кстати. В 1931 г. появилась картина Нюренберга «Ленин в Люксембургском саду». В 1932 г. — полотно «Ленин у газетного киоска в Париже». В 1935 г. — «Ленин на набережной Сены».
В начале своей карьеры Славкин ещё не жадничал и брал за свои услуги 10–15 руб. в час. К концу 1930-х гг. расценки возросли вчетверо. Но зато у художников и скульпторов появился «живой Ленин». Средняя зарплата в СССР тогда составляла 340 руб. Славкин же зашибал по 2–3 тыс. руб. в месяц.
В январе 1941 года дело дошло до Жданова. Тот отреагировал молниеносно: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина, а также установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо государственных учреждений такие дела обычно не обходятся». Оказывается, Славкин позировал не только «формалисту» Нюренбергу. В отчёте Оргкомитета Союза художников СССР сказано: «Бывший адвокат Славкин позировал: Иогансону Б. В. К картине «Вожди Октября», Налбандяну Д. А. к картине «Приезд Сталина к В. И. Ленину», Котову П. И. — «У больного Ленина», Васильеву П. к серии «Портреты Ленина», Герасимову А. — «Портрет Ленина» и многим другим».
Скандал предпочли потихоньку замять. Работы сняли с экспозиций. Славкина убедили расстаться с баловством — он устроился юристом в «Мясосбыт», пережил войну и скончался в 1974 году.
p.s.
А вот единственный портрет Ленина, созданный в дореволюционную эпоху. Автор — известный французский художник Эмиль Бернар. Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе «Клозери де Лиль», находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Портрет, конечно, сделан наспех.
А вот фото с Троцким.
Во-первых сохранились посмертные маски (2 штуки), во-вторых есть киносъемка его речи (немая), в-третьих желающие могли посетить тело вождя в мавзолее (как сейчас кстати, пускают?). Ну и фотографий немало, включая те, которые делали при аресте.