Однажды к мастеру Шри Япутре пришли странники...
- Учитель, вот уже пять лет мы практикуем дзадзен, читаем коаны, делаем асаны - сказали они, - Но так и не достигли самадхи.
Шри Япутра открыл один глаз и после непродолжительной паузы ответил:
- Идите на хуй, я и слов-то таких не знаю...
- Учитель, вот уже пять лет мы практикуем дзадзен, читаем коаны, делаем асаны - сказали они, - Но так и не достигли самадхи.
Шри Япутра открыл один глаз и после непродолжительной паузы ответил:
- Идите на хуй, я и слов-то таких не знаю...
Поговаривают, дзен — это ряд простых практик, похожих чем-то на обычную инструкцию для стиральной машинки. Медитируй да решай коаны учителя — может что-то и будет. Что характерно — действительно будет.
Основная практика дзен зовётся «дзадзен» — надо сидеть как-нибудь по-турецки, дышать животом, а на выдохе удалять весь воздух до посинения. Типа меньше дыхания — меньше мыслей. Или можно просто наблюдать за дыханием или ещё чем. И утверждается, что в итоге войдёшь в самадхи и станешь непобедимым в бою самураем. Но про это никто не знает, для всех дзен — это коаны, загадки, призванные продемонстрировать ясность ума. А вообще, в дзен можно практиковать любую медитацию. Собственно для того дзен и придумали — чтобы ум успокаивать: обычно-то мысли так и снуют…
— На кого похож Будда?
— Три мешка риса! *удар палкой по голове*
Почему именно три мешка и почему именно риса — непонятно, но ответ логически правильный. Дзен-буддист, ясно это увидевший, гарантирует это. Ему понадобилось всего-то два месяца размышлений и медитаций, чтобы понять ответ. И нихрена он ВСЁ не понял после этого. Причём, обычно на это, говорят, уходит лет шесть, во время которых ученик каждый раз приходит к учителю с вариантами интерпретаций, и каждый раз учитель его посылает подальше. Иногда посылает с ускорением в виде ударов «палочкой благовоний», сильно напоминающей обычную бейсбольную биту.
Вообще этих коанов под две тысячи, причём про Будду — это ещё относительно простой. Самые сложные — это типа этого:
Покажи мне звук хлопка одной ладони.
Современный мудрец Шри Япутра в ответ на вопрос о хлопке одной ладонью скоренько уебал учителя по морде и сам стал мастером. Но это скорее не дзен, а Дао Какао. Хотя и в традиции дзен мастера частенько любят совмещать палку с башкой нерадивого ученика, чтобы он скорее осознал истину. Есть версия, что в данном коане зашифрован ключ к этому миру — и, соответственно, к тому самому просветлению. Но даже если где-нибудь этот ключ и обнаружится, то без медитации-расшифровки всё равно суть мира им не откроешь.
И даже если ты много лет честно медитировал над коаном, всё равно случаются ошибки. Так в винрарной книге голландца Ветеринга Япония. Год в дзен-буддийском монастыре описывается, как одному монаху задали коан «Останови скорый поезд, идущий из Токио», а тот после многолетней медитации решил остановить этот самый поезд собственным телом, но что-то не срослось и монах улетел не в нирвану, а куда-то в соседнюю канаву. Хорошие же решения коанов обычно не бывают спланированными и приходят неожиданно. В той же книге есть история о другом современном монахе, который много лет соблюдал строжайшую дисциплину в очень суровом дзенском монастыре, например, даже спя положенные три часа только в позе лотоса. Но решить коан у него тоже никак не выходило. Тогда он покинул монастырь и пошёл бродить по городу. Скоро он увидел какую-то женщину, которая приглашала его в свой дом, но не понял, что ей от него нужно. А вот когда она сняла с него штаны и начала активные действия по своей профессии, он не только понял, что ей нужно, но заодно понял свой коан и просветлился. После этого монах стал учителем Бобо-роси («бобо» по-японски и в цензурном варианте — совокупление), набрал группу странноватых учеников, отказавшихся как и он сам от монастырской дисциплины, и начал учить их медитации и связи секса с сатори. Несмотря на всё это, был признан учителем дзена другими учителями дзена, которые дисциплину продолжали соблюдать, но и его не критиковали. В целом же дзенские учителя считают, что для ленивых мудаков строгая дисциплина может быть весьма полезна, но если диванному теоретику никак не получается или не хочется ей следовать, то можно и без неё, но только если диванный теоретик начнёт медитировать хотя бы на диване.