Острие

житие бытие мысли

блага человеческой жизни 3 группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чемобусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.1) Что такое человек: — т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюдаследует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень егоразвития.2) Что человек имеет: — т. е. имущество, находящееся в его собственности иливладении.3) Что представляет собою человек, этими словами подразумевается то, каким человекявляется в представлении других: как они его себе представляют, словом это — мнениеостальных о нем, мнение, выражающееся вовне в его почете, положении и славе.Перечисленные в первой рубрике элементы вложены в человека самой природой, изэтого уже можно заключить, что влияние их на его счастье или несчастье значительносильнее и глубже того, какое оказывается факторами двух других категорий, создающимисясилами людей. По сравнению с истинными личными достоинствами — обширным умом иливеликим сердцем — все преимущества, доставляемые положением, рождением, хотя быцарственным, богатством и т. п. оказываются тем же, чем оказывается театральный корольпо сравнению с настоящим.«То, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает извещей внешнего мира»Непосредственно человек имеет делолишь со своими собственными представлениями, ощущениями и движениями воли, явлениявнешнего мира влияют на него лишь постольку, поскольку ими вызываются явления вовнутреннем мире.Обыкновенно завидуют тем, кому в жизни удавалось сталкиваться с интереснымисобытиями, в таких случаях скорее стоит завидовать той собственности к восприятию,которая придает событию тот интерес, то значение, какое он имеет на взгляд рассказчика,одно и то же происшествие, представляющееся умному человеку глубоко интересным,превратилось бы, будучи воспринято пустеньким пошляком, в скучнейшую сцену из плоскойобыденщины.Недалекий читатель склонен в таких случаях завидовать поэту в том, что на его долю выпало этопроисшествие, вместо того, чтобы завидовать его могучему воображению, превратившемукакое-нибудь повседневное событие в нечто великое и красивое.Так и в жизни. Различие в богатстве, в чинеотводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннегосчастья и довольства: и здесь в каждом таится один и тот же жалкий бедняк, подавленныйзаботами и горем, которое, правда, разнообразится в зависимости от субъекта, но в истинномсвоем существе остается неизменным, если и существует разница в степени, то она ни в коеймере не зависит от положения или богатства субъектаОбъективная половина действительности находится в руках судьбы, и потомуизменчива, субъективное данное — это мы сами, в главных чертах оно неизменно.Даже образование может лишь очень мало содействоватьрасширению круга его наслаждений, ведь высшие, самые богатые по разнообразию, инаиболее привлекательные наслаждения — суть духовная, как бы мы в юности ниошибались на этот счет, — а такие наслаждения обусловлены прежде всего нашимидуховными силами.Отсюда ясно, насколько наше счастье зависит от того, что мы такое, от нашейиндивидуальности, обычно же при этом учитывается только судьба, — т. е. то, что мыимеем, и то, что мы собою представляем. Но судьба может улучшиться, к тому же привнутреннем богатстве человек не станет многого от нее требовать. Глупец всегда останетсяглупцом, и тупица — тупицей, будь они хоть в раю и окружены гуриями.субъективная сторона несравненно важнее для нашего счастья и довольства, чемобъективнее данные — это легко подтверждается хотя бы тем, напр., что голод — лучшийповар, или что старик равнодушно смотрит на богиню юности — женщину, или, наконец,жизнью гения или святого.Для нашего счастья то, что мы такое, — наша личность — является первым иважнейшим условиемКак в день, подаривший тебя миру, солнце приветствовало светила, так и ты рос по тем же законам, какиевызвали тебя к жизни. Таким ты всегда останешься, нельзя уйти от самого себя, так говорили сибиллы ипророки, никакая власть, никакое время не могут разбить раз созданной и развивающейся формы жизни.Единственное, что мы в этом отношении можем сделать, это — использовать нашииндивидуальные свойства с наибольшей для себя выгодой, сообразно с этим развиватьсоответствующие им стремления, и заботиться лишь о таком развитии, какое с нимисогласуется, избегая всякого другого, словом — выбирать ту должность, занятие, тот образжизни, какие подходят к нашей личности.Из бесспорного перевеса благ первой категории над благами других двух вытекает, чтоблагоразумнее заботиться о сохранении своего здоровья и о развитии способностей, чем оприумножении богатствТо, что каждый имеет в себе, важнее всего для его счастья. Только потому, чтосчастья по общему правилу очень мало, большинство победивших в борьбе с нуждойчувствуют себя в сущности столь же несчастными, как те, кто еще борется с неюВажность двух других категорий жизненных благ: ценностьбогатства ныне настолько общепризнанна, что не нуждается в комментариях. Третьякатегория — мнение других о нас, представляется по сравнению со второй —малоосязательной. Однако заботиться о чести, т. е. о добром имени, должен каждый, о чине— лишь тот, кто служит государству, и о славе — лишь немногие..«habes — haheberis»-Имеешь одно — будешь иметь и другое.Доброе мнение других, как бы оно ни выражалось — часто расчищает путь к богатству и наоборот.

06:31