Острие

Миф о Николае Палкине. Как было на самом деле.

Однажды 40 лет назад ...

"Земля принадлежит нам, дворянам, по праву, потому что мы приобрели ее нашею кровью, пролитою за государство; но я не понимаю, каким образом человек сделался вещию, и не могу себе объяснить этого иначе, как хитростию и обманом, с одной стороны, и невежеством — с другой. Этому должно положить конец. Лучше нам отдать добровольно, нежели допустить, чтобы у нас отняли. Крепостное право причиною, что у нас нет торговли, промышленности." Это цитата из письма Белинского, отнюдь не монархиста. 

Как вы думаете, кто это сказал публично, декабрист, народоволец? Нет, это сказал Николай I, выступая перед смоленскими депутатами от дворянства в 1847 г.. Депутаты привезли речь домой, и ее сочли прокламацией. Царю пришлось вмешаться, чтобы предотвратить репрессии. Царь, оболганный историками с легкой руки Льва Толстого, жестокий, довольно бестолковый в силу необразованности - его не готовили в императоры. Он должен был стать командующим гвардией, но у старшего брата законных наследников не было. Николай искренне старался исправить ситуацию после старшего брата Александра (вот кого следовало назвать Палкиным - бездарный солдафон, отцеубийца, расплодивший коррупцию). Много работал, вникал - и все без толку. Искоренял коррупцию, ни одного крестьянина не подарил любимцам, в отличие от брата. Кстати, в первые годы правления он ориентировался на планы и записки декабристов. Николай приезжал на Сенатскую площадь и уговаривал вождей декабристов разойтись, обещая прощение.  

Николай прорабатывал отмену крепостного права. "... в правительстве нашем происходит большое движение по вопросу об уничтожении крепостного права. Г<осударь> и<мператор> вновь и с большею против прежнего энергиею изъявил свою решительную волю касательно этого великого вопроса. Разумеется, тем более решительной воли и искусства обнаружили окружающие его отцы отечества, чтобы отвлечь его волю от этого крайне неприятного им предмета." - пишет Белинский. "Трудность этого решения заключается в том, что правительство решительно не хочет дать свободу крестьянам без земли, боясь пролетариата, и в то же время не хочет, чтобы дворянство осталось без земли, хотя бы и при деньгах." Нерешительность царя объяснялась просто - его отца и деда убили дворяне, недовольные ущемлением своего произвола, а сам он при восшествии на престол увидел еще один дворянский бунт. Николай боялся бунта, но пытался решить дело постепенно. Это было невозможно, потому он перед смертью сказал: "Россией правил не я, а 10 000 столоначальников".

15:15