Острие Острие

полечился-прав лишился

Все медучреждения совсем скоро начнут автоматически сообщать в ГИБДД о выявленных у автомо­билистов заболеваниях, с которыми нельзя садиться за руль. Действие водительских удосто­верений на этом основании будут приостанав­ливать, а если вылечить болезнь не получится, то документ аннулируют. Разбираемся, что теперь смогут узнать инспекторы о водителях и как будет сохраняться медицинская тайна.

С 1 марта 2022 года в МВД будут получать информацию от медиков о состоянии здоровья автомо­билистов и смогут приостанав­ливать срок действия водительских прав из-за некоторых диагнозов. Соответ­ствующий механизм описан в проекте поправок к закону «О безопас­ности дорожного движения», который размещён на сайте regulation.gov.ru

Сейчас результаты медицинских проверок для оформления водительских удосто­верений действительны десять лет, но за это время состояние здоровья автомобилиста способно измениться. Например, могут появиться болезни, с которыми опасно браться за руль: резко ухудшится зрение или же водитель пристрастится к наркотикам или алкоголю. Полный список болезней, при которых запрещено иметь водительские права, утверждён постановлением правительства №1604.

Последние несколько лет МВД при помощи Генпрокуратуры пыталось наладить автомати­ческий информаци­онный обмен с Минздравом, но безуспешно: всё упиралось в медицинскую тайну и защиту личных данных. Теперь доработанный законо­проект МВД, как ожидается, откроет для ГИБДД доступ к информации о водителях, которым на самом деле уже давно нельзя за руль.

Насколько актуальна проблема нездоровых водителей

Сейчас, если у медиков оказываются данные о проблемах со здоровьем водителя, в ГИБДД об этом не узнают. В поясни­тельной записке к готовяще­муся законо­проекту ведомство утверждает: из‑за проблем с взаимо­действием между Минздравом и МВД получается так, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания к управлению либо у которых возникают новые ограничения, продолжают спокойно садиться за руль до истечения срока действия удосто­верений. Это создаёт большие риски: если водитель, к примеру, стал значительно хуже видеть или же просто не способен чётко контроли­ровать ситуацию на дороге по другим причинам, он может стать виновником ДТП.

Сейчас у ГИБДД есть только два способа узнать о том, что у водителя или кандидата есть противо­показания. Это проведение медосмотра для получения или продления действия водитель­ских прав, а также проведение мед­освидетель­ствования при подозрении в нетрезвом вождении. С учётом распро­странённой практики незаконной покупки справок без встречи с реальными врачами остаётся только медосвидетель­ствование.

Есть и другой способ — эффективный, но долгий. В ГИБДД и прокуратуре могут совершать запросы в медучреждения по состоянию здоровья интересующих их водителей, но делается это в ручном режиме. И по каждому требованию о лишении прав этих автомо­билистов решение должен принимать суд. За последние три с половиной года подраз­делениями Госавто­инспекции на основании судебных решений было аннулиро­вано более 16,2 тыс. водительских удосто­верений по медицинским причинам.

Что предлагает МВД и как это будет работать

Когда изменения заработают, все «звоночки» о том, что водителю противопоказано садиться за руль, будут попадать в межведом­ственную систему Минздрава и МВД по каналам Единой государ­ственной информационной системы в сфере здраво­охранения (ЕГИСЗ). К ней — безо всяких запросов — будет открыт доступ у сотрудников ГИБДД. И сигнала от медиков даже при прохождении лечения, не связанного напрямую с вождением, будет достаточно для приостановки действия водительских прав и направления автомо­билиста на дополнительные медпроверки.

В базу будут попадать данные об оформленных, приостанов­ленных и аннулиро­ванных медицинских заключениях, а также о наличии и об отсутствии у водителей и кандидатов медицинских противо­показаний, показаний или ограничений к управлению автомобилем, а также обо всех выданных водительских удосто­верениях. Схема будет действовать и в обратном порядке — в ГИБДД смогут оперативно узнавать о том, что авто­мобилист вылечился и вновь годен к управлению машиной.

Кому будут приостанавливать действие прав и что делать после излечения

Если при проведении медицинского осмотра, освидетельствования либо при оказании любой врачебной помощи у водителя обнаружат заболевания, которые считаются медицинскими противопоказаниями или ограничениями к управлению автомобилем, информация об этом зафиксируется в федеральном реестре документов. После этого водителя направят на дополнительные обследования, а потом и на лечение. Также придётся пройти внеочередное обязательное медосвидетельствование, которое хорошо знакомо всем автомобилистам, получавшим или менявшим права.

Результаты обязательного медицинского освидетельствования в электронном виде также загрузят в реестр, куда в любой момент смогут заглянуть в ГИБДД. Его заверят усиленной квалифицированной электронной подписью врач-психиатр, психиатр-нарколог и руководитель медицинской организации. При этом врачи обязаны будут предупреждать водителей о том, что их данные передаются в базу. Также медики должны предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования. Однако запретить передачу информации гражданин не сможет.

Важно, что от управления автомобилем придётся отказаться сразу при появлении подозрений на негативный диагноз. На время лечения и внеочередного обязательного медосвидетельствования действие прав приостанавливается. А дальше — три варианта событий.

В лучшем из них права восстановят после лечения. «По результатам проведённого внеочередного обязательного медицинского освидетельствования выдаётся новое медицинское заключение, которое размещается в реестре и направляется в МВД в электронной форме, — говорится в пояснительной записке к документу. — При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающем отсутствие у водителя транспортного средства заболеваний или ограничений, право на управление восстанавливается, водительское удостоверение признаётся действительным».

Но если окажется, что у водителя есть медицинские противопоказания, то МВД России прекратит действие прав и документ признают недействительным. В дальнейшем, если автомобилист избавится от проблемы, права придётся получать заново — по аналогии с лишением прав за нетрезвое вождение. То есть с пересдачей теоретического экзамена.

Есть и третий вариант: у водителя могут оказаться противопоказания, с которыми можно садиться за руль, но этот аспект нужно отразить в водительских правах. Например, если автомобилист частично потерял слух. Права с таким диагнозом выдают, но с особыми отметками, при этом на машине водителя должен быть наклеен соответствующий знак. Тогда в ГИБДД действующие права изымут и признают недействительными, а водитель сможет обратиться за новыми с отметкой. Так же придётся поступать в случае, если водителю предпишут обязательно носить очки.

Что будет с медсправками и проверками на наркотики и алкоголь

Как объяснили корреспонденту Журнала Авто.ру в Минздраве, в ведомстве приняли решение ничего не менять в порядке медосвидетель­ствования водителей как минимум до 1 января 2022 года. Кроме того, в Минздраве пока отказались от идеи тестировать авто­мобилистов при помощи теста на алкоголизм, выявляя так называемый CDT-маркер. Вместо этого у водителей будут диагностировать психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употребле­нием алкоголя. Впрочем, и эта процедура пока не утверждена.

Как объяснил Журналу Авто.ру психиатр-нарколог Александр Ковтун, до введения новых тестов стоимость получения медсправки расти не будет. Что касается дополнительных тестов для водителей на выявление проблем с зависи­мостями, то, как напомнил Ковтун, у врачей всегда была и есть возможность их проведения, если они заподозрят какие-то отклонения.

Насколько законна передача личных медицинских данных в МВД и есть ли в этом практический смысл

В МВД уверяют: изменения позволят оптимизировать межведом­ственное информационное взаимо­действие с Минздравом и помогут исключить возможность допуска к управлению транс­портными средствами лиц, имеющих заболевания, с которыми нельзя садиться за руль. Также водители смогут быстрее проходить процедуру освидетель­ствования при замене и получении прав.

Психиатр-нарколог Александр Ковтун отметил, что и до вступления в силу изменений в ГИБДД имели доступ к личным данным водителей. Просто для этого приходилось тратить больше времени. Получается, что в целом в этом плане водителям беспокоиться не о чем — о них и раньше могли всё узнать. «Даже обычный участковый, у которого нет прямого доступа к базам данных Минздрава, может сделать запрос и получить ответ о состоянии здоровья гражданина. Просто теперь эта информация будет передаваться быстрее», — объяснил Ковтун. Формальная сторона вопроса тоже учтена: в законо­проекте предусмотрены поправки в закон «О персональных данных», которая разрешит «обрабатывать» сведения о здоровье граждан в целях обеспечения безопасности движения.

Эксперт считает, что информация о заболеваниях водителей должна быть доступна. Однако Ковтун одно­временно напомнил, что никакой статистики о количестве ДТП из‑за нездоровых водителей нет. Поэтому и масштаб проблемы оценить трудно. «Большинство нарко­потребителей сейчас не состоят ни в каких базах данных, эпилептики тоже не состоят ни на каких учётах, а уж если и состоят, им уже не до управления автомобилями», — рассказал Ковтун.

В целом эксперт скептически оценивает грядущие изменения. Он уверен, что и действующей сейчас процедуры по прохождению медосвидетель­ствования достаточно, чтобы отсекать большинство непригодных водителей. Однако эта система просто не работает.

Юрист Дмитрий Дугин, в свою очередь, считает, что изменения ускорят возможность проверки наличия опасных заболеваний у водителей. «Действующий порядок не предполагает оперативного получения этой информации, — подтвердил юрист. — ГИБДД и прокуратуре приходится обращаться в суды для прекращения права управления, что требует много времени. Однако в текущей редакции документа я вижу другую крайность. Права можно приостановить даже при наличии оснований только для обследования. Это слишком широкое понятие — ведь на том этапе диагноз ещё не подтверждён». По словам юриста, пока будущий закон слишком широко трактует ситуации, которые могут стать причиной для лишения прав или приостановки их срока действия. 

0
09:47
455
vstalarano vstalarano 3 года назад #
ЗБД ты ужэ со своими ПДД, ГИБДД
Рэкититор Рэкититор 3 года назад #
а к тёлке с убанутой пэжо ты клеишся
vstalarano vstalarano 3 года назад #
У меня Гугл переводчик сломался
Рэкититор Рэкититор 3 года назад #
Я опять со своей «воздушной» ошибкой Группы Курилка Блог Я опять со своей «воздушной» ошибкой Рекомендации: Ошибка 15101(Р0068) давление во впуском коллекторе угол поворота дроссельной заслонки отклонение (плавающая ошибка) Ошибка 15097(Р307А) недостаточный расход воздуха Требуется тестовый пробег на повышенных оборотах продолжительностью не менее 1 часа При повторении неисправности для дальнейшей диагности заменить клапан вентиляции картерных газов ( если, что я присутствовала при диагностике ) 0 27.01.2022 19:52 337 Catharine 90 комментариев
vstalarano vstalarano 3 года назад #
У тебя он тоже барахлит
Колываш, ну не ловлю я твою волну, моя твоя не понимайт категорически. И прекращай мой ник в куче полоскать
Рэкититор Рэкититор 3 года назад #
lf
Рэкититор Рэкититор 3 года назад #
Курилка → да
Doc Doc 3 года назад #
Какие возможности для заработка открываются у врачей…
Рэкититор Рэкититор 3 года назад #
У дэпсов)))
Doc Doc 3 года назад #
И тех и других.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.