Неисправность? Штраф!
Чудотворная
небольшой. но не уедешь, пока не устранишь... отдашь все деньги
Проверять техническое состояние автомобиля и содержать его в исправном виде — обязанность водителя. И если в машине что-то сломалось, необходимо сразу же отправляться на ремонт. Но что делать, если поломка произошла прямо в пути? Например, перегорела фара, потекла тормозная жидкость, заело крышку багажника, отказали «дворники» или перестала закрываться дверь?
О проблемах водитель иногда узнаёт только от остановившего его инспектора ГИБДД. Разбираемся, когда за это грозит штраф или предупреждение, а когда вообще можно остаться без машины.
С какими неисправностями нельзя выезжать на дорогу
Согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить машину, а в пути «обеспечить её исправное техническое состояние». Полный перечень технических проблем, с которыми нельзя выезжать на дорогу, указан в ПДД: запрещено движение при неисправностях тормозной системы, рулевого управления, световых приборов, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, колёс и шин, двигателя, а также прочих элементов конструкции.
К числу последних ПДД относят в том числе отсутствие брызговиков, неработающий звуковой сигнал, установку госномеров не по ГОСТу (но не их полное отсутствие!) и множество других мелких неисправностей.
Материал по теме: Что можно и что нельзя менять в своей машине, и как всё оформить
Когда инспектор ГИБДД имеет право проверить техническое состояние
Сотрудник ГИБДД вправе проверить исправность автомобиля только в том случае, когда проблема заметна визуально. Об этом недавно рассказывалзаместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. По его словам, такие уточнения потребовались после жалоб водителей на инспекторов, которые, цитата, «до них докапываются».
«Инспектор ГИБДД может проверить автомобиль, только если визуально наблюдает, что у автомобиля, к примеру, нет болтов на колёсах или кардан отваливается, масло течёт ручьём. Если видимых признаков технических проблем нет, то инспектор ничего не может проверять, никаких фар, лампочек и других вещей», — уточнял Кузин.
Более того, если у инспектора, по словам Кузина, нет технической возможности для проверки своих подозрений, машину могут отправить в передвижную испытательную лабораторию. Но тут речь идёт о специальных рейдах, а в обычном трафике встретить на дороге спецавтомобили-лаборатории можно крайне редко.
Как объяснил Журналу Авто.ру юрист Дмитрий Дугин, если инспектор ГИБДД остановит автомобиль с явными проблемами, водителю за управление такой машиной грозит штраф 500 рублей или предупреждение — норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Если автомобиль на ходу, и его нахождение на дороге общего пользования не связано с риском устроить ДТП, водителю разрешат доехать до станции техобслуживания после составления протокола. При этом законодательство не предполагает повышенной ответственности за повторное нарушение. И если водитель просто продолжит движение, проигнорировав предписание, в следующий раз его точно также могут оштрафовать на 500 рублей.
Могут ли наказать, если водитель не знал о неисправности
Если неисправность можно починить прямо на месте, водитель вправе попросить инспектора ограничиться устным предупреждением на основании ст. 2.9 КоАП. Например, если есть возможность подкачать колесо, прикрутить недостающую гайку, починить заклинивший замок в двери или багажнике.
Но довод о том, что автомобилист просто не знал о проблеме, от протокола не спасёт. В этом уверен адвокат Сергей Радько: «Водитель обязан и в пути отвечать за исправность автомобиля. Поэтому объяснения инспектору ГИБДД о том, что поломка произошла только сейчас, не сработают. Факт нарушения есть, и спорить с этим бесполезно. Водителю выпишут штраф 500 рублей — это небольшая сумма, и сотрудник ГИБДД вряд ли захочет долго разбираться, почему так произошло».
Действующий инспектор ГИБДД на условиях анонимности объяснил корреспонденту Журнала Авто.ру, как можно избежать штрафа в такой ситуации: «Водитель может честно признаться, что увидел проблему в пути и прямо сейчас едет на ремонт. Например, если фара перегорела во время движения, водитель не мог этого предвидеть. Но начинать отнекиваться и убеждать инспектора, что водитель не виноват в неисправности, бессмысленно. Тем более, что у новых автомобилей на щитке приборов высвечиваются сообщения о таких неисправностях».
В пользу водителя работает и норма административного регламента МВД, который регулирует порядок надзора за соблюдением требований в области безопасности движения. Она говорит, что водителю в первую очередь всё-таки нужно дать шанс починить машину на месте или доехать до ближайшего СТО.
«Сотрудником при возбуждении административного дела предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено», — говорится в документе.