Острие

Контрагент

Курилка

“Блеф с русскими не прошел, мы потеряли огромный рынок. Теперь от нас требуют гарантий в других странах, что мы не будем вести себя так же. Гарантий нет, продажи ниже. Мы не можем себе этого позволить”.

Вне контекста эта фраза повисает в воздухе, звучит таинственно, и можно придумать что угодно. В реальности речь идет об использовании Америкой собственных компаний как оружия, точнее, аргумента для принуждения других стран. Политики не стесняются обещать всевозможные запреты, связанные с технологиями, и предыстория вопроса тут важна. Первой компанией, что столкнулась с американскими санкциями в последние годы, была ZTE, писал в 2018 году, что американские чиновники проводят разведку боем, очевидно, что их цель — Huawei. Через год, собственно, так и произошло.

Первым звоночком для рынка стала история с санкциями против Huawei, она воспринималась как давление на компанию, попытка ограничить экспансию китайских производителей. И корпоративная Америка не видела в этом ничего зазорного, фактически политики играли на их стороне.

Ситуация с Россией только на первый план выглядит аналогичной, отличий хватает. Санкции бьют по крупнейшему рынку в Европе, на нем завязаны интересы американских компаний, они продают здесь товары на десятки миллиардов долларов ежегодно. Но прямые потери от невозможности работать в России не так велики в масштабах мира, в целом это до 2% от оборота каждой компании, у кого-то и того меньше. Кажется, что эти деньги можно проигнорировать, но в условиях мирового кризиса каждая копейка на счету и потери воспринимаются болезненно, бизнес умеет считать деньги.

Американские политики не предложили своим корпорациям никакой морковки, им не дали ничего взамен потерянного рынка. Но главное, что чиновники не смогли просчитать последствия для собственных компаний на рынках вне России.

Неожиданно мир увидел, что Америка использует бизнес как оружие и может нанести серьезный удар по своему противнику. Причем усиливает такое восприятие арест золотовалютных резервов России, который воспринимается большинством как прямое и неприкрытое воровство. Неожиданно США и американские компании стали восприниматься как проблемные партнеры, те, с кем высоки риски. Это происходит не только в сфере технологий, аналогичные выводы сделаны практически в любом бизнесе.

И вот тут начинается самое интересное. Покупатели технологий, инфраструктурных решений, софта требуют дополнительных гарантий, которых ни одна компания дать не может. Звучит это примерно так: подпишите допгарантии, что вернете деньги, если вас заставят сломать ваши устройства или софт. Давление носит беспрецедентный характер, ничего подобного в истории не было. Утопия заключается в том, что подписать такие кабальные условия не может ни одна компания. Тогда речь начинает идти о том, что товар должен продаваться со скидкой, так как в нем заложены риски. Такие компании, как Microsoft, Dell, HP, Cisco, столкнулись с требованиями снижения цен из-за потенциальных рисков ограничения, и голоса требующих раздаются из разных уголков мира. Можно смело сказать, что это всего лишь повод для снижения цены, но он действует и становится фактором, который невозможно игнорировать.

09:12