Приземление в августе 2019 года самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле под Жуковским — настоящее чудо. Эксперты в области авиационных катастроф до сих пор разбирают этот случай и отмечают, что он просто невероятен. Шансов на спасение пассажиров практически не было. Ситуация сложилась так, что в ней совпали все самые худшие условия с точки зрения благоприятного прогноза на спасение. Тем не менее, все остались живы.
Как пилотам удалось совершить это чудо?
Почему так восхищаются результатами посадки эксперты?
Худший вариант из возможных
Специалисты в области авиаперевозок сравнивали посадку А321 с другими подобными случаями, включая знаменитое «чудо на Гудзоне». Они сходятся во мнении, что самолет «Уральских авиалиний» оказался в худших условиях из возможных.
Самолет только взлетел, он сумел набрать лишь чуть больше 200 метров, когда в двигатель попали птицы, и он начал отказывать. Пока командир связывался с диспетчером и запрашивал возврат на посадку — птицы попали и во второй двигатель. Поэтому разворот для возвращения на аэродром стал невозможен.
Малая высота также не давала возможности постепенно планировать, снижая скорость и высматривая лучший вариант для посадки. Счет шел на секунды.
Основная угроза заключалась в том, что самолет был с полными баками, два по 35 тонн- больше железнодорожной цистерны, на 10 тонн!
Любая неровность при не сброшенной скорости на месте приземления, повреждение, пробой, искра от трения — и лайнер загорится. Скорость была около 350 км/ч. Или 100 метров в секунду- футбольное поле. В одну секунду.
В отличие от «Чуда на Гудзоне» рядом не было водной поверхности.
Приводнение тоже таит в себе угрозу потопить лайнер. С воды сложнее эвакуировать пассажиров. Но зато Гудзон давал ровную поверхность, минимизацию угрозы пожара.
Для А321 возможности приводниться не было.
Окрестные поля в качестве потенциальной полосы приземления были потенциально весьма опасны. Невозможно было разглядеть и оценить — насколько они ровные, нет ли кочек, ухабов, неровностей. Конечно, кувыркнуться через нос как маленькие самолеты в подобных ситуациях, тяжелый и длинный А321 не мог. Но был огромный риск, что при встрече с землей из-за неровностей самолет занесет, либо он накрениться, повредит баки и т.п. Шансы удачно приземлиться и спастись фактически были равны нулю. Практически во всех подобных случаях лайнеры получали серьезные пробоины, загорались и часть пассажиров гибла либо получала очень серьезные повреждения.
Например, незадолго до произошедшего SSJ-100 в похожей ситуации при посадке поломал крылья, загорелся. Погибли 41 из 78 человек, находившихся на борту.
Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин рисковали большим числом жизни. На борту их тяжелого лайнера было 226 пассажиров и 7 членов экипажа.
Молодой пилот
Посадка, ставшая известной как «Чудо на Гудзоне», 2009 год
Автор «Чуда на Гудзоне» капитан Чесли Салленбергер был настоящим асом — 36 лет стажа с общим налетом более 19 тысяч часов.
Во всех подобных ситуациях, когда пилотам удавалось спасти пассажиров при аварийной посадке, они были очень опытными — по 8-15 тысяч полетных часов.
Даже командир суперджета успел налетать 6800 часов.
Всегда считалось, что опыт — решающее условие повышения шансов на благополучный исход авиакатастрофы.
Но командир А321 Дамир Юсупов работал юристом и летчиком решил стать в максимально позднем для этого возрасте — 35 лет. Во время произошедшего ему был 41 год, а полетных часов в его послужном списке было лишь 3000. Командиром корабля он был всего год до случившегося.
Тем не менее, малоопытный экипаж справился.
Выпускать или не выпускать?
В тот короткий отрезок времени, который у них был для принятия решения, Дамир Юсупов и Георгий Мурзин пришли к выводу, что единственный шанс для них — приземляться на поле с высокой кукурузой. Тщательный разбор экспертами всего мира впоследствии подтвердил, что других вариантов просто не было.
Но инструкция предписывает в таком случае выпускать шасси. Торможение «брюхом» при высокой скорости дает гораздо большее трение и риск пожара возрастает многократно.
Но при такой малой высоте шасси, выдвигающиеся у А321 постепенно, целиком могут не выйти. Неровности, не видные под кукурузой, при попадании одного из колес на них, создают угрозу, что стойка обломится, обломки полетят в бак. На кочках самолет может накренить, крылья сломаются. И осколки опять же полетят в бак и корпус.
Оба варианта решения таили в себе огромный риск.
Дамир Юсупов нарушает инструкцию и садится без шасси, тормозя брюхом.
Затем эксперты будут рассуждать, что да, влажная высокая кукуруза помогла затормозить на брюхе, смягчая удар и трение, минимизируя риск поломок и пожара.
Но у Дамира Юсупова и Георгия Мурзина времени на такие рассуждения не было.
Победителей не судят
Нарушение инструкции было на лицо. Но в правилах полетов есть пункт, что командир корабля может нарушать любые предписания инструкции, если его действия приведут к спасению людей.
Что помогло Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину — трезвый расчет, отменная интуиция или невероятное везение, сейчас уже не важно. Свои Звезды Героев они получили заслужено. Самолет сел успешно. Всех пассажиров удалось спасти.
кот Василий 2 года назад #
Колыван 2 года назад #
кот Василий 2 года назад #
злобный карлик 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
Владиленыч 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
и потом — победителей не судят… молодцы они, столько жизней спасли…
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
останемся каждый при своем мнении?
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
но и Виктор, думаю, прав… инстинкт самосохранения заставляет мозг использовать гораздо больше ресурсов…
мы все, за исключением гениев, вообще-то ленивые паршивцы, и тратим свой потенциал на всякую ерунду… и только стресс может нас «разбудить»…
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
мозг не отключен даже у в стельку пьяного…
а полное отсутствие активности мозга — это уже запредельная кома… это — конец…
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Владиленыч 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
Владиленыч 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
У нас же везде писали и рассказывали, что во время ВОВ солдаты шли в атаку и кричали — за Родину! за Сталина! Так вот, отобрали документальные кадры атак, пригласили спеца, читающего по губам. Он просмотрел кинохронику, и выдал, что никакой Родины, никакого Сталина там не было и близко. Был один мат, и ничего, кроме мата…
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Виталий Гупаленко 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #+1
Виктор К 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Владиленыч 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
на нас сзади в горах КАМАЗ наскочил… муж смотрел на море, а я увидела как сзади на нас из-за поворота (метров 20 было, не больше) несется КАМАЗ… впереди — метров 5 — пробка из машин до следующего поворота… в секунду пришло сознание, что нас просто вдавит в стоящую машину и расплющит… ору «тормози, нас сейчас сметут» и крутанула руль вправо (в сторону горы)…
хорошо, что муж на автомате (хотя ошалел от моего крика) тормознул… нас задело только вбок, справа зад был вмят всмятку, колесо в труху… до горы мы не доскочили всего ничего… отделались разбитой машиной, сотрясением мозга и отходняком с пару часов… когда нас трясло обоих… а водитель КАМАЗа, который заснул, рыдал как пацан…
Владиленыч 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #+1
а он не успел бы сообразить…
Виктор К 2 года назад #
Как то читал, в армии куда то ехали на машине, попали в аварийную ситуацию, но разъехались. Из воспоминаний солдата за рулем — ехал спокойно, проскочил между машинами. Офицер, сидевший рядом с солдатом — Видит, что аварии не избежать. Посмотрел на солдата, и обалдел, с какой скоростью тот крутит руль, физически не может с такой скоростью крутится руль…
Владиленыч 2 года назад #
Виктор К 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
Или ушли
Колыван 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
Или ушли
Колыван 2 года назад #
Людмила Козявкина 2 года назад #
Неизвестно ещё как на здоровье в будущем отразится
Колыван 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
ростовчанка 2 года назад #
кроме слов восхищения — все лишнее…
конь педальный 2 года назад #
Что касается шасси, то только идиоты в этом случае решили бы его выпускать. Мужики поступили абсолютно грамотно!
Японский Городовой 2 года назад #