Острие

Кукуруза

Курилка

Приземление в августе 2019 года самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле под Жуковским — настоящее чудо. Эксперты в области авиационных катастроф до сих пор разбирают этот случай и отмечают, что он просто невероятен. Шансов на спасение пассажиров практически не было. Ситуация сложилась так, что в ней совпали все самые худшие условия с точки зрения благоприятного прогноза на спасение. Тем не менее, все остались живы.

Как пилотам удалось совершить это чудо?

Почему так восхищаются результатами посадки эксперты?

Худший вариант из возможных

Специалисты в области авиаперевозок сравнивали посадку А321 с другими подобными случаями, включая знаменитое «чудо на Гудзоне». Они сходятся во мнении, что самолет «Уральских авиалиний» оказался в худших условиях из возможных.

Самолет только взлетел, он сумел набрать лишь чуть больше 200 метров, когда в двигатель попали птицы, и он начал отказывать. Пока командир связывался с диспетчером и запрашивал возврат на посадку — птицы попали и во второй двигатель. Поэтому разворот для возвращения на аэродром стал невозможен.

Малая высота также не давала возможности постепенно планировать, снижая скорость и высматривая лучший вариант для посадки. Счет шел на секунды.

Основная угроза заключалась в том, что самолет был с полными баками, два по 35 тонн- больше железнодорожной цистерны, на 10 тонн!Любая неровность при не сброшенной скорости на месте приземления, повреждение, пробой, искра от трения —  и лайнер загорится. Скорость была около 350 км/ч. Или 100 метров в секунду- футбольное поле. В одну секунду.

В отличие от «Чуда на Гудзоне» рядом не было водной поверхности.

Приводнение тоже таит в себе угрозу потопить лайнер. С воды сложнее эвакуировать пассажиров. Но зато Гудзон давал ровную поверхность, минимизацию угрозы пожара.

Для А321 возможности приводниться не было.

Окрестные поля в качестве потенциальной полосы приземления были потенциально весьма опасны. Невозможно было разглядеть и оценить — насколько они ровные, нет ли кочек, ухабов, неровностей. Конечно, кувыркнуться через нос как маленькие самолеты в подобных ситуациях, тяжелый и длинный А321 не мог. Но был огромный риск, что при встрече с землей из-за неровностей самолет занесет, либо он накрениться, повредит баки и т.п. Шансы удачно приземлиться и спастись фактически были равны нулю. Практически во всех подобных случаях лайнеры получали серьезные пробоины, загорались и часть пассажиров гибла либо получала очень серьезные повреждения.

Например, незадолго до произошедшего SSJ-100 в похожей ситуации при посадке поломал крылья, загорелся. Погибли 41 из 78 человек, находившихся на борту.

Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин рисковали большим числом жизни. На борту их тяжелого лайнера было 226 пассажиров и 7 членов экипажа.

Молодой пилот

Посадка, ставшая известной как «Чудо на Гудзоне», 2009 год

Автор «Чуда на Гудзоне» капитан Чесли Салленбергер был настоящим асом — 36 лет стажа с общим налетом более 19 тысяч часов.

Во всех подобных ситуациях, когда пилотам удавалось спасти пассажиров при аварийной посадке, они были очень опытными — по 8-15 тысяч полетных часов.

Даже командир суперджета успел налетать 6800 часов.

Всегда считалось, что опыт — решающее условие повышения шансов на благополучный исход авиакатастрофы.

Но командир А321 Дамир Юсупов работал юристом и летчиком решил стать в максимально позднем для этого возрасте — 35 лет. Во время произошедшего ему был 41 год, а полетных часов в его послужном списке было лишь 3000. Командиром корабля он был всего год до случившегося.

Тем не менее, малоопытный экипаж справился.

Выпускать или не выпускать?

В тот короткий отрезок времени, который у них был для принятия решения, Дамир Юсупов и Георгий Мурзин пришли к выводу, что единственный шанс для них — приземляться на поле с высокой кукурузой. Тщательный разбор экспертами всего мира впоследствии подтвердил, что других вариантов просто не было.

Но инструкция предписывает в таком случае выпускать шасси. Торможение «брюхом» при высокой скорости дает гораздо большее трение и риск пожара возрастает многократно.

Но при такой малой высоте шасси, выдвигающиеся у А321 постепенно, целиком могут не выйти. Неровности, не видные под кукурузой, при попадании одного из колес на них, создают угрозу, что стойка обломится, обломки полетят в бак. На кочках самолет может накренить, крылья сломаются. И осколки опять же полетят в бак и корпус.

Оба варианта решения таили в себе огромный риск.

Дамир Юсупов нарушает инструкцию и садится без шасси, тормозя брюхом.

Затем эксперты будут рассуждать, что да, влажная высокая кукуруза помогла затормозить на брюхе, смягчая удар и трение, минимизируя риск поломок и пожара.

Но у Дамира Юсупова и Георгия Мурзина времени на такие рассуждения не было.

Победителей не судят

Нарушение инструкции было на лицо. Но в правилах полетов есть пункт, что командир корабля может нарушать любые предписания инструкции, если его действия приведут к спасению людей.

Что помогло Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину — трезвый расчет, отменная интуиция или невероятное везение, сейчас уже не важно. Свои Звезды Героев они получили заслужено. Самолет сел успешно. Всех пассажиров удалось спасти.

22:43