Острие

Боррис RiP

Курилка

ЛОНДОН. Наконец-то настал момент расплаты премьер-министра Бориса Джонсона.

После месяцев спекуляций и скандалов, которые испортили его премьерство, г-н Джонсон был вынужден в понедельник столкнуться с вотумом недоверия , спровоцированным его все более беспокойной и несчастной партией. В драматический день в парламенте он одержал победу, набрав 211 голосов против 148 . Это была, сказал он в вызывающем ответе, победа, которая означала, что «мы можем сосредоточиться на том, что действительно важно».

Это оптимистично. Технически г-н Джонсон должен быть в безопасности от нового вызова его лидерству в течение года. Но правда мрачнее: в британской политике не существует такого понятия, как победа в результате вотума доверия. Наоборот, это означает начало конца, начало медленной смерти лидера. Тереза Мэй объявила о своей отставке менее чем через шесть месяцев после победы (с большим отрывом), а Маргарет Тэтчер продержалась всего 48 часов. Джону Мейджору удалось остаться на своем посту после победы. Результатом стало электоральное уничтожение.

Сторонники г-на Джонсона настаивают на том, что он является исключением из правил, что он не является, как выразился один министр по телевидению, «ходячим мертвецом». Было время, когда большинство законодателей-консерваторов поверили бы этому утверждению. Больше никогда. Отвергнутый многими в его партии и столкнувшись с негативной реакцией общественности, г-н Джонсон теперь тяжело, возможно, смертельно ранен. Вероятность того, что он поведет партию на следующие выборы, резко упала.

Это замечательный спад. В Консервативной партии г-н Джонсон долгое время был человеком, который бросает вызов правилам политической гравитации. За время своего пребывания на государственной службе он пережил личные скандалы, которые погубили бы большинство его карьер, и одержал победы на выборах, которые ускользнули от его предшественников. Он выиграл пост мэра — дважды — в Лондоне с голосованием лейбористов, привел кампанию за выход к победе на референдуме по Брекситу и в 2019 году обеспечил самое большое большинство тори со времен г-жи Тэтчер.

Однако в последнее время он кажется тревожно смертным. Его рейтинг одобрения неуклонно падает: согласно недавнему опросу , 59% взрослых британцев хотят, чтобы он покинул свой пост. В знак национального неодобрения г-н Джонсон был встречен свистом и насмешками на платиновой юбилейной службе в пятницу. Дело не в том, что консервативного политика освистывают редко; на самом деле, это довольно распространено. С ним такого не должно случиться.

Это немаловажная проблема для премьер-министра, чьи отношения с его партией всегда носили деловой характер. Консерваторы поддержали его в первую очередь не потому, что он им нравился, или они были обязаны ему лояльностью, или думали, что он разделяет их взгляды. Они поддержали его, потому что считали его победителем. Теперь, когда кажется, что это уже не так — консерваторы, страдающие от падения популярности г-на Джонсона, отстают от оппозиционной Лейбористской партии на семь процентных пунктов , — законодатели пересматривают свое мнение.

Самым большим фактором в падении г-на Джонсона из благодати, конечно же, является Partygate . В ходе скандала, потрясшего британскую политику, его и его сотрудников обвинили в неоднократном нарушении правил изоляции. Нарушения привели к полицейскому расследованию, в ходе которого он стал первым действующим премьер-министром, оштрафованным полицией , и длительному независимому расследованию , в ходе которого были обнаружены зловещие подробности вечеринок на Даунинг-стрит. Он стал уязвимым для одного из самых опасных обвинений в британской политике: лицемерия. Публика была возмущена.

Не помогает и то, что мистер Джонсон не проявлял особого раскаяния. Премьер-министр хорошо известен своей нелюбовью к извинениям. Даже за несколько часов до голосования, когда его команда отчаянно пыталась заручиться поддержкой, он едва ли говорил сдержанным тоном. В подписанном письме к коллегам он неохотно признал, что «некоторая часть этой критики, возможно, была справедливой», прежде чем быстро добавить, «некоторая менее справедлива».

Но его напыщенность, часто столь эффективная, в конце концов дала осечку. Законодатели из разных фракций партии объединились против него: деятели, которым он никогда не нравился, присоединились к убежденным сторонникам Брексита, недовольным его бесцеремонным отношением, и набожным христианам, расстроенным тем, что они считают его аморальностью. Глубина и широта внутренней оппозиции означает, что ее нельзя сбрасывать со счетов как дело рук тех, кто не любит Brexit или питает личную неприязнь.

Тем не менее, отношения г-на Джонсона с его партией испортились задолго до последних нескольких месяцев. Законодатели-консерваторы чувствовали, что к их голосам почти не прислушиваются с тех пор, как он так всеобъемлюще завоевал власть в 2019 году. Ситуация действительно ухудшилась в конце 2021 года, когда он сказал своей партии поддержать законодателя, отстраненного от должности за нарушение. правил лоббирования только для того, чтобы внезапно изменить курс . Для многих более молодых законодателей это стало доказательством того, что г-н Джонсон не знал, что делает, и что ему нельзя доверять.

Тем не менее, сотрудники г-на Джонсона надеются, что он сможет восстановить свой авторитет. В этом году была привлечена новая команда помощников, чтобы предотвратить восстание. Наряду с войной на Украине, позволившей ему сыграть государственного деятеля, эта реорганизация выиграла время премьер-министра. Но по мере того, как усилия по восстановлению доверия стали менее энергичными, в поле зрения просочилась мрачная предвыборная реальность.

Проблема для мистера Джонсона в том, что хороших новостей не так много. После того, как правительству до сих пор не удалось конкретизировать обещание «выровнять» страну и его решение поднять налоги, немногие с энтузиазмом относятся к его внутренней политике. Это беспокойство усугубляется кризисом стоимости жизни , поскольку инфляция продолжает расти.

Более того, выборы в этом месяце в двух противоположных местах — Уэйкфилде, северном округе, недавно получившем награду от лейбористов, и Тивертоне и Хонитоне, традиционно консервативном округе на юго-западе, — могут оказаться разрушительными. Если они пойдут против консерваторов, что представляется возможным , это будет большой удар. Затем есть небольшое дело о расследовании Палатой общин того, ввел ли г-н Джонсон в заблуждение парламент, обычно это преступление, связанное с уходом в отставку.

Хотя теоретически мистер Джонсон может быть в безопасности еще 12 месяцев, на самом деле никто так не думает. Правила, регулирующие Консервативную партию, непрозрачны и могут быть изменены за полдня. Среди высокопоставленных тори мнение состоит в том, что если большинство восстанет против г-на Джонсона, он уйдет до конца года.

Премьер-министр, конечно, несколько раз бросал вызов шансам. Но по мере того, как г-н Джонсон пытается уйти от болезненного, истощающего авторитет голосования, трудно отделаться от ощущения, что у этого кота девятая и последняя жизнь.

13:09