ПОЧЕМУ МОНА ЛИЗА - ЭТО СИМУЛЯКР
Литературный Закоулок
Сейчас «Мона Лиза» является, наверное, одним из самых узнаваемых произведений искусства в мире. А вы знали, что до начала 20 века она считалась не мировым шедевром, а вполне рядовой картиной да Винчи и не вызывала особого интереса широкой публики? Своей бешеной популярностью она обязана итальянцу Винченцо Перуджо, который в 1911 году украл ее из музея, чем вызвал бурный ажиотаж в СМИ (репродукции картины в течение месяца печатались на передовицах крупных газет), постепенно переросший в «джокондоманию». Масла в огонь подливала начинавшаяся Первая мировая война: на фоне предвоенных настроений державы обвиняли друг друга в краже по политическим мотивам. Поиск картины стал для Франции делом национальной важности. Сейчас «Мона Лиза» стала настоящей поп-звездой. О ее загадочной улыбке ходят легенды, в ней находят скрытые шифры. Искусствоведы и любители соревнуются в экстравагантности очередных таинственных открытий. Ее многократно использовали как основу для своих произведений литераторы от Рэя Бредбери до Дэна Брауна. Ее безжалостно препарируют художники-постмодернисты – Казимир Малевич, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Энди Уорхол и наконец Бэнкси. Так почему же «Мона Лиза» - это симулякр, и что это вообще за зверь такой? Для начала ответьте на пару вопросов. Видели ли вы вживую хранящуюся в Лувре картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза»? Допускаю, что процент людей в мире, которые могут утвердительно ответить на этот вопрос, очень мал. Впрочем, если вы ее видели, она вам понравилась? Вы можете себе объяснить, чем именно она так прекрасна? Когда я подошла к «Моне Лизе» в Лувре, меня поразила другая картина: подавляющее большинство посетителей музея стояли к Джоконде спиной и старательно делали селфи, пытаясь получиться получше на фото, затем, не бросая на неё даже прощального взора, уходили в закат. Показательно. Термин «симулякр» ввел в оборот Жан Бодрийяр ещё в 1980-х гг. Он довольно рано понял, что в современном обществе доминирует производство не товаров, а массовой информации, состоящей из символов и знаков. Граница между знаком и реальностью постепенно стирается, различить их становится все сложнее. Более того, знаки обретают собственную реальность. Люди живут в информационном пространстве, потребляют то, что транслируют СМИ, и не могут (да и не хотят) проверять, соотносятся ли эти образы хоть как-то с действительностью, - которая, в свою очередь, перестает иметь значение и попросту существовать. Так вот, симулякр – это как раз такой знак, изначально имевший некий прообраз в реальности, но получивший собственную жизнь, обретший новые смыслы и в итоге потерявший связь с оригиналом. «Мона Лиза» - как раз идеальный пример такого симулякра. Кстати по этой логике в современном мире симулякром являются и деньги. Довольно рельефно, хоть и на первый взгляд абсурдно, дивный новый мир симулякров очертил Виктор Пелевин в своем «Generation “П”». Помните, там была идея, что политиков на самом деле не существует, это все исключительно спектакль, разыгранный для телезрителей с помощью ростовых кукол, актеров и целого штаба сценаристов. В первую секунду кажется бредом, но если призадуматься, как заманчива эта мысль, а?(с) Культурный Кот