Острие Острие

Мастер

Мастер

15(3) мая 1891 года, родился Михаил Афанасьевич Булгаков. 

Легендарный русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов и более двух десятков пьес.

"Разговаривая о Булгакове, необходимо опровергнуть одно мнение. Во многих биографиях часто говорится о том, что Булгаков определился как писатель к тридцати годам, уже в зрелом возрасте. Это неверно. Он начал писать очень рано. Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ "Похождения Светлана" был им написан, когда автору исполнилось всего семь лет", - написано у биографа Булгакова.
Так что, определился писатель с творческой жилкой достаточно рано, не к тридцати годам.
Читатель он был страстный, с младенческих же лет.
Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного, и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом - то, что он читал. И, например, старшая сестра Вера говорила, что уже в восемь-девять лет он прочитал "Собор Парижской Богоматери". Родители всячески поощряли своих детей на чтение. В доме всегда были детские книги, иностранная литература. "И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже, конечно, очень способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги", - рассказывал Булгаков.
Иной мир, опыт смерти, умирания и, наконец, возрождение стали основными составляющими в творчестве писателя. Отсюда и пошло мнение о том, что талант Булгакову дан дьяволом.
Сам Булгаков вполне осознавал "демоническое" начало в своем творчестве, как видно из его произведений и писем. Первая жена вспоминала, что в середине 20-х годов он часто изображал на листках бумаги Мефистофеля и раскрашивал цветными карандашами. Такой портрет, заменив собою икону, всегда висел над рабочим столом писателя".
В марте 1917 года молодой земский врач Михаил вернулся из отпуска в родное село, где занимался врачебной практикой. Обстановка была неблагоприятная -свирепствовала дифтерия. Булгаков "пользовал" всех нуждающихся во-врачебной помощи. В один из дней ему пришлось отсасывать ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика.
Одна из пленок попала в рот самого врача, от страшной боли помогла инъекция морфия-шприц со спасительным раствором принес покой и отдых от несносных мук. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и необходимость в морфии отпала, но доктор не спешил отказываться от чудесного действия белого кристаллического порошка. Более того, Булгаков стал принимать его два раза в день. Через какое-то время Булгаков мог творить только после дозы, он садился за стол и начинал писать, пытаясь передать то, что открывалось тогда его мысленному взору. Морфий "убил" врача Булгакова и родил гениального писателя.
К счастью через некоторое время Булгакову удалось выбраться из сладкого рая. Жена Булгакова вовремя заметила нездоровую привязанность писателя к наркотику.
Но как ни странно, происшедшее с морфием стало для Булгакова посвящением в литературу, сделавшим свое дело по всем правилам древних мистерий.
В конце 1920-х годов Булгакова начали резко критиковать. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа не было ни одного произведения, которое бы не подверглось серьезной цензурной обработке.
Непродолжительное время, правда, некоторые из пьес шли в "исправленном" цензурой варианте, а затем тоже были запрещены". В марте Булгаков написал вождю народа письмо, в котором просил либо дать ему возможность выехать из страны, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Однако, ничего из этого разрешения для писателя хорошего не последовало, его произведения по-прежнему были запрещены к публикации.
В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа.
Когда была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название "Мастер и Маргарита", писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С. Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя
Считается, что квартира Булгакова многократно обыскивалась сотрудниками НКВД, и им было известно о существовании и содержании чернового варианта "Мастера и Маргариты". Также у Булгакова в 1937 году был телефонный разговор со Сталиным (содержание которого никому не известно). Несмотря на массовые репрессии 1937-1938 годов, ни Булгакова, ни кого-либо из членов его семьи не арестовали.
В первой редакции романа содержались (ныне почти полностью утраченные) детальное описание примет "незнакомца" (Воланда) длиной 15 (!) рукописных страниц, а также открывавшее первую "ершалаимскую" главу подробное описание заседания Синедриона, на котором был осуждён Иешуа
В романе во время смерти Иешуа Га-Ноцри, в отличие от Евангелия, произносит имя не Бога, а Понтия Пилата. По мнению экс- диакона Андрея Кураева, по этой причине (и не только по ней) ершалаимскую историю (роман в романе) с точки зрения христианства следует воспринимать как кощунственную, но это, по его словам, не означает, что следует считать кощунственным также весь роман "Мастер и Маргарита"
В одной из редакций роман назывался "Сатана"
Воланда в ранних редакциях романа звали Астарот. Однако позже это имя было заменено, видимо, по причине того, что имя "Астарот" ассоциируется с конкретным одноимённым демоном, отличным от Сатаны.
Театра "Варьете" в Москве не существует и никогда не существовало. Но теперь сразу несколько театров иногда соперничают за это звание.
В предпоследней редакции романа Воланд произносит слова: "У него мужественное лицо, он правильно делает своё дело, и вообще, всё кончено здесь. Нам пора!",- относящиеся к лётчику, персонажу, затем исключённому из романа. Возможно эти слова относятся к Сталину.
Последние слова Булгакова о романе "Мастер и Маргарита" перед смертью были: "Чтобы знали. Чтобы знали..."
В начале сентября 1936 года роман "Мастер и Маргарита" был закончен. Прообразом главной героини стала супруга поэта, с которой они счастливо прожили 8 лет. Для Елены Сергеевны Нюренгберг, ставшей Булгаковой это были самые счастливые годы в ее жизни.
Когда-то в начале 1930-х годов, Михаил Афанасьевич Булгаков сказал ей об одной просьбе: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках". Супруга целиком и полностью посвятила себя мужу и выполнила данное обещание.
Здоровье писателя начало ухудшаться в конце 1939 года, а 10 марта 1940 года великий писатель скончался. На могилу писателя и мужа Елена Сергеевна Булгакова положила гранитную глыбу - Голгофу. Она служила подножием креста на могиле Гоголя и после его перезахоронения долго лежала, никому не нужная, в гранитной мастерской.
После его смерти Елена Сергеевна с трудом сводила концы с концами. Она начала продавать вещи, заниматься переводами и перепечаткой рукописных текстов, но это не приносило ощутимого дохода. Лишь в послевоенные годы, она начала получать неплохие гонорары, издавая произведения своего возлюбленного. Елена пережила мужа на долгих тридцать лет. Она умерла в возрасте 76 лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили рядом с любимым мужем на Новодевичьем кладбище.
иллюстрация Павел Оринянский
+1
22:46
214
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.