Острие Острие

Две шаги налево...

Это школа, Соломона Пляра... Ну там где брошка, там перод.

Кто только ни пел эти знаменитые куплеты. Первым, уверяют, еще в начале прошлого века был одесский юморист Владимир Хенкин. В наше время особенно знаменита милая версия Хора Турецкого. А уж фамилию веселого парикмахера державшего школу бальных танцев как только не перевирали, кроме распространенного Пляр, он был и Скляр, и Кляр, и Фляр...
Практически доказанным можно считать, что автором первой версии песни был известный в своё время автор и исполнитель песен и сатирических рассказов Иван Семёнович Руденков. Сохранилась запись его исполнения на пластинке 1914 года (там две вещи - «Школа танцев Соломона Пляра, комическая сцена (слова Иван Семенович Руденков)» и «Танго у Соломона Пляра, комический рассказ (слова Иван Семенович Руденков)»).

https://static.tunnel.ru/media/audio/2019-09/post_comment/1015986//ivan_semenovich_rudenkov_-_shkola_tancev_solomona_plyara_-_1914_(mp3.mn).mp3

Конечно отличие от последующих версий как слов, так и, отчасти, мелодии заметны, Хенкин приложил свою руку.

Однако реальный веселый парикмахер был даже не Одесситом, а Киевлянином.
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5.
Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений.
Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста.
Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.
О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы» Мендель Канторович (правда в комедии Игоря Шприца по мотивам рассказа), выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (у евреев — шадхена), но только с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером (?), но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала. Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.
Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает.
+3
10:00
374
Doc
Стас Стас 1 месяц назад #
Интересный рассказ, вот это исполнение мне нравится больше. Вобще как-то Хор Турецкого не могу вдуплить.
Jake Jake 1 месяц назад #
Отличный текст. Если не сам написал, ссылку в оркестр, плиз.
Jake Jake 1 месяц назад #
Игнор
Jake Jake 1 месяц назад #
Отличный текст. Если не сам написал, ссылку в оркестр, плиз.
Doc Doc 1 месяц назад #
Как на духу — компиляция сведений из, примерно, 5 источников. В киевских архивах не копался, старые пластинки не коллекционирую.
Jake Jake 1 месяц назад #
Кто только НИ пел эти знаменитые куплеты.
Doc Doc 1 месяц назад #
Поправлю.
Стас Стас 1 месяц назад #
это в крови у славян-русских. любят эти напевы приблатненные. Мне манерность эта нравится.
Тупой Гудвин Тупой Гудвин 1 месяц назад #
надо на выходных подстричься
Тупой Гудвин Тупой Гудвин 1 месяц назад #
все, пиздец, на целый день песня в голову попала.
Eugene1956 Eugene1956 1 месяц назад #
Херня от начала и до конца. Один вопрос — как мог жить Соломон Шкляр в Киеве, вне черты оседлости, да еще держать парикмахерскую? Евреев из Киева выселил в 1835 г. Николай Первый, следуя рекомендациям, найденным в бумагах декабристов, особенно Пестеля. Шкляр явно не купец даже 3й гильдии, не имел высшего образования и прочих зацепок. Если бы он был крещеным, то носил бы другое имя. Так что вся история про Киев — смешная выдумка. Элементарная проверка показывает.
Jake Jake 1 месяц назад #
Хуйню-то не пори. Все могло быть, вся история состоит из невозможных анекдотов. Эти правдоискатели просто заебали. Ну сколько можно повторять, жизнь богаче самой извращенной фантазии.
Eugene1956 Eugene1956 1 месяц назад #
Это для тебя история состоит из невозможных анекдотов потому, что кроме анекдотов, ты ничего не читаешь. Возможно, у тебя извращенная фантазия и богатая жизнь. Но только принимать за факты биографии Чапаева анекдоты про Василия Ивановича может понятно кто.
Jake Jake 1 месяц назад #
как мог жить Соломон Шкляр в Киеве, вне черты оседлости, да еще держать парикмахерскую? Евреев из Киева выселил в 1835 г. Николай Первый


После этого можно уже не читать.

Я, вообще-то, хорошо к тебе относился, пока не понял, что кругозор и общая образованность у тебя весьма ограниченные. Пустили неучей в Интернеты.
Eugene1956 Eugene1956 1 месяц назад #
Посыплю голову пеплом после такого разоблачения. Но последняя фраза правильная.
Doc Doc 1 месяц назад #
Вообще-то некоторые районы Киева входили в черту оседлости. Ну и запрет не распространялся на «цеховых» ремесленников, тоже была лазейка.
Хотя конечно в любой истории полно вымысла.

в 1861г. часть Киева снова вступил в черту оседлости, это были Лыбедской и Плоский (севернее Подола) районы. Количество евреев начала расти. В конце 19в. половину городских купцов составляли евреи. В городе было очень много еврейских ремесленников. Немало было и таких, которых отнесли бы сейчас в топ самых богатых олигархов. Давид Марголин — основатель обществ киевского трамвая и водопровода, братья Лазарь и Лев Бродские — сахарные «короли» и меценаты, Лев Гинзбург — строительный магнат, и многие другие евреев были главными финансистами Киева.
Eugene1956 Eugene1956 1 месяц назад #
Док, читай внимательно. Я же написал, что Шкляр явно не был купцом даже 3й гильдии, хотя только 1й и 2й гильдиям разрешалось жить в черте. И высшего образования не имел. Так что держать парикмахерскую в центре Киева на нынешнем Бульваре Шевченко точно не мог. Послабления с чертой оседлости были при Александре Втором, но Третий снова завинтил гайки. Оттуда (по легенде) пошла знаменитая песня 7-40, поскольку в 19-40 отходил последний поезд до черты оседлости, и евреи, не имевшие право жительства, бежали на него, чтобы не остаться ночевать в Киеве и не попасть в полицию. Ремесленные корпорации или цеха к 20 веку заглохли, к тому же для вступления в цех Шкляр должен был несколько лет проработать в Киеве подмастерьем, что опять было невозможно. Прототип Пляра явно жил в Одессе, и вся история отдает одесским колоритом. Там и клиентуры навалом, и словечки в песне явно одесские.
Doc Doc 1 месяц назад #
Спорить не о чем, но на память приходит Егупец Шолом Алейхема (никто не сомневается, что это Киев). Да и на протяжении 1903—1905 годов писатель жил в Киеве, в доме по улице Мариинско-Благовещенской (ныне — улица имени Панаса Саксаганского), 27, в квартире на третьем этаже (на доме в 1988 году установлена мемориальная доска с бюстом писателя). Полагаешь он был купцом второй гильдии?
Eugene1956 Eugene1956 1 месяц назад #
После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником большого состояния, так что мог и в гильдию записаться. Пару лет в Киеве можно было жить нелегально, подмазывая квартального, Россия мало изменилась с того времени, но вот держать парикмахерскую простому еврею — вряд ли. Да и клиентуры — евреев, в Киеве было маловато. А к 1903 г. Шолом-Алейхем был уже известным писателем и мог получить право жительства от губернатора по ходатайству известных писателей, знавших его. Если почитать его рассказы про Егупец, понятно, что держать парикмахерскую со школой танцев еврею не дали бы. Кстати, продвигался проект с отменой черты оседлости во время демократизации 1905 г., но полиция встала на дыбы. Они жили за счет взяток, как сейчас ФМС.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.