Острие

Две шаги налево...

Музыкальная Шкатулка

Это школа, Соломона Пляра... Ну там где брошка, там перод.

Кто только не пел эти знаменитые куплеты. Первым, уверяют, еще в начале прошлого века был одесский юморист Владимир Хенкин. В наше время особенно знаменита милая версия Хора Турецкого. А уж фамилию веселого парикмахера державшего школу бальных танцев как только не перевирали, кроме распространенного Пляр, он был и Скляр, и Кляр, и Фляр... Практически доказанным можно считать, что автором первой версии песни был известный в своё время автор и исполнитель песен и сатирических рассказов Иван Семёнович Руденков. Сохранилась запись его исполнения на пластинке 1914 года (там две вещи - «Школа танцев Соломона Пляра, комическая сцена (слова Иван Семенович Руденков)» и «Танго у Соломона Пляра, комический рассказ (слова Иван Семенович Руденков)»).

https://static.tunnel.ru/media/audio/2019-09/post_comment/1015986//ivan_semenovich_rudenkov_-_shkola_tancev_solomona_plyara_-_1914_(mp3.mn).mp3

Конечно отличие от последующих версий как слов, так и, отчасти, мелодии заметны, Хенкин приложил свою руку.

Однако реальный веселый парикмахер был даже не Одесситом, а Киевлянином. Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений. И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10! В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки. Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы. О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы» Мендель Канторович, выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (у евреев — шадхена), но только с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки». Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером (?), но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала. Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком. Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает.
10:00