Острие Острие

Про Красную Шапочку

Известно, что «Красная Шапочка» имеет древние корни. Так, современный антрополог и культуролог Dr. Jamie Tehrani нашел и изучил 35 прототипов этой сказки по всему миру: Китаю, Корее, Ирану, Бирме, Нигерии и пр. Наиболее древней, по его мнению, является басня Эзопа сходного содержания (6 век до НЭ). Замечательно, что при обширности географии и древности источников, все варианты оказались очень близки: девочка встречает в лесу волка или оборотня, который представляется потом ее бабушкой (которую предварительно съедает). Он ведет с девочкой знаменитый диалог о размерах частей своего тела, по результатам которого съедает и ее. В качестве вариантов: в Китае вместо волка был тигр («Бабушка-тигр»), а в мусульманском Иране — вместо девочки — мальчик.

Средневековые европейские народные сказки сходного содержания существовали по крайней мере с 12 века. Наиболее распространен был следующий сюжет:

Мама послала девочку к бабушке в соседнюю деревню через лес. Отнести хлеб и молоко (или сыр и т.д). В лесу она встретила вервольфа (реже огра) и рассказала ему куда и к кому идет. Тот советует ей идти по длинной дороге, где растут красивые цветы, а сам бежит по короткой, представляется из-за двери внучкой, убивает бабушку, готовит из ее мяса кушанья, а из крови — напитки, одевает ее одежду и ложится в постель. Тут, наконец, приходит и внучка. Оборотень угощает ее своей стряпней, но бабушкина кошка пытается предостеречь. Волк убивает кошку бабушкиным сабо. После того, как внучка насытилась, он предлагает ей раздеться, бросить одежду в очаг и лечь к нему. Начинаются известные вопросы-ответы. Далее следуют варианты, в некоторых внучке удается сбежать.

Шарль Перро литературно обработал народный сюжет (предположительно, слышанный им в детстве от нянюшки). Он убрал оборотня, мотив канибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, зато ввёл – что очень важно! – красную шапочку. И не просто какую-то абстрактную «красную шапочку», а точно указал тип этой самой шапочки — бархатный красный шаперон (Оригинальное название сказки Перро — «Le Petit Chaperon Rouge»). Кроме того, Перро упростил концовку. У него после вопроса о «зубках» волк просто съедает плутовку. Тут и сказочке конец. Это в позднейшем варианте Гримм появляются спасительные лесорубы.

Естественно, возникают недоуменные вопросы. Прежде всего, «Красная Шапочка» резко отличается от других «Сказок матушки Гусыни». Там нет добрых и злых фей, играющих ключевую роль в остальных сказках сборника. Но, главное, эта сказка, в отличии от прочих, заканчивается плохо. Почему? Он плохо относился именно к Красной Шапочке и решил ее наказать? Почему именно ее, а не принцессу из «Рике с хохолком»? И как это связано с тем, что он обрядил девочку в красный шаперон? Это другая странность. Дело в том, что шаперон был предметом мужской одежды. А тогда с переодеваниями было строго: Жанну д'Арк сожгли формально за то, что она якобы носила шаперон! Шаперон у девочки был не простой, а бархатный, к тому же красный. Головные уборы из бархата ярких цветов носили в 17 веке только дворяне. А девочка по сюжету из простых. Вот как начинается сказка Перро:

«Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, ни взглянет на неё, всем она нравилась, но больше всех её любила бабушка и готова была всё ей отдать. Вот подарила она ей однажды из красного бархата шаперон, и оттого что шаперон этот был ей очень к лицу и никакой другой она носить не хотела, прозвали её Красной Шапочкой…».

Так это бабушка подарила внучке красный бархатный мужской головной убор! Очень странная бабушка.

Между прочим, в 17 веке шапероны уже вышли из моды и давно. Во времена Перро их никто не носил, а до того, последними использовали анекдотические старики — итальянцы. Так, что не только «бабушка» была со странностями, но и у «внучки» были очень необычные вкусы.

Есть мнение, что «Красная шапочка» Перро написана не только на основе народной сказки, но другим ее источником является злой политический памфлет времен Фронды. Тогда Волк — это коадьютор де Рец, бабушка — королева-мать Анна Австрийская; ну а Красная Шапочка — кардинал Джулио Мазарини. И все «странности» проясняются.

Во времена Фронды написано было множество памфлетов, большая их часть (примерно 4000), посвящена высмеиванию монсеньера Мазарини (так называемые «Мазаринады»). Значительная часть последних обсуждает интимные (якобы) отношения между кардиналом и королевой.

Кроме наличия характерной красной шапочки, в памфлете волк ведет с девочкой вариант диалога на тему: что у него для чего. Между прочим, еще одна подробность: у Перро девочка несет бабушке не головку сыра или хлеб с молоком, а коврижку и горшочек масла. Для причастия?

Впрочем, сам Перро категорически отрицал связь своей сказки со скандальным памфлетом. Действительно, по пальцам можно пересчитать памфлеты, авторы которых известны (Скаррон, де Бержерак, сам де Рец). И во всяком случае, это не памфлеты, содержавшие оскорбление величества, за что автору светила Гревская площадь. Кстати, по свежим следам, Мазарини пытался повесить нескольких издателей, но народ отбил их.

Что до Перро, его старший брат, также литератор, во времена Фронды служил у коадьютора де Реца. До смерти Мазарини, Шарль Перро был в опале, после чего был обласкан Кольбером и сделал карьеру при дворе, оборвавшуюся со смертью патрона. Летелье уволил его со всех постов.

Смысл, вкладывавшийся им в «Красную Шапочку» следует из Морали, которой он сопроводил сказку:

« Детям, а особенно привлекательным, хорошо воспитанным молодым дамам, никогда не следует разговаривать с незнакомыми мужчинами, потому что если они делают это, они вполне могут обеспечить обед для волка. Я говорю: «Волк», но есть различные виды волков. Есть среди них очаровательные, спокойные, вежливые, скромные, самодовольные и сладкие, кто преследует молодых женщин на дому и на улице. И, к сожалению, именно эти нежные волки, являются наиболее опасными из всех.»

Действительно: только поговорила, ничего такого не сделала, и оказалась в постели с волком!
(с) Михаил Балбачан
+10
22:50
2.32K
Рыков Рыков 10 лет назад #+1
Ахтунг! Шапко в опасносте! shock
Рыков Рыков 10 лет назад #
а в мусульманском Иране — вместо девочки — мальчик. не спроста! scratch
Tigger Tigger 10 лет назад #+3
зато как это экзотично: идет по пустыне мальчик в красной чалме и несет в корзинке шаурму для бабушки!
Михрютка Михрютка 10 лет назад #+1
Шаверму, Миша, ты же уже питерец - ШАВЕРМУ !
Tigger Tigger 10 лет назад #
но я ж изначально москвич!
и могу тебя заверить - шаурма вкуснее, в Москве я ее много съел, а в Питере - очень редко
перешел на домашнее, правильное питание)))
Калинка Калинка 10 лет назад #+6
Красная шапочка в 21 веке ходит к бабушке, чтобы проверить, освободилась жилплощадь или нет ))
10 лет назад #+4
Комментарий удален
Калинка Калинка 10 лет назад #
да уж, такое может запросто случится..
Красная Шапка Красная Шапка 10 лет назад #+2
ты знала)))
Tigger Tigger 10 лет назад #
да ну
у тебя тут Розовая Шапочка - нетрадиционной ориентации!
Красная Шапка Красная Шапка 10 лет назад #+1
тьфу на тебя. зато капюшон красный girl_blum
aviator aviator 10 лет назад #+2
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет (предположительно, слышанный им в детстве от нянюшки).
Ага! От Арины Родионовны. ag
aviator aviator 10 лет назад #+1
Мне в детстве читали хорошие сказки. Например эта Торопливая работа. На этого автора нужно обратить внимание. Жаль, что таких писателей не знают.
Об авторе подробнее тут
Ирина Ирина 10 лет назад #+1
Мне такие сказки кажутся для детей полезнее, чем сказки бр. Гримм, Перро... Хотя, может, это совковое воспитание сказывается? Типа литература должна к чему-то призывать и проч.
aviator aviator 10 лет назад #
Полезнее. yes3 Про труд. Учат сказки, что трудится надо. У меня была еще книжка, сказки-фольклор записанные у стариков ещё до войны. Интересно. И каждая сказка отделялась от другой, картинкой-какой нибудь игрушкой из дерева (народные промыслы) Красиво, душевно.
Ирина Ирина 10 лет назад #
Но честно говоря, я больше всего любила "Городок в табакерке". И "Буратину".
Tigger Tigger 10 лет назад #
это все к родителям
полнож хорошей литературы
Мишкина каша, про зайца Коську, Незнайка.....
к чему приучат, то чадо и будет любить
мой это слушает, не очень читает, но будет, куда денется
Щас вот болеет - слушает на диске песенки из Мэри Поппинс
тож хорошая музыка
aviator aviator 10 лет назад #
Я читать не любил, только слушать)) МР-3 короче music
neiman neiman 10 лет назад #
Политишн, блеать. А если французы то верю - у них вся литература того времени политическая, причем мастерски выстроенная на игре слов и каламбурах - язык позволяет. Это у нас шапочка это шапочка, а у них вполне "шапочка" может быть созвучно и с рогами, и с сикстинской капеллой, и гонореей.
Cayenne mix Cayenne mix 10 лет назад #
а есть иудейский аналог красной шапки
Михрютка Михрютка 10 лет назад #
Видимо есть, из иллюстрации к нему киргиз сделал себе аву.
Ирина Ирина 10 лет назад #
После того, как внучка насытилась, он предлагает ей раздеться, бросить одежду в очаг и лечь к нему. Начинаются известные вопросы-ответы. Далее следуют варианты, в некоторых внучке удается сбежать.

Вот эта эротическая составляющая сказки сегодня, как мне кажется, особенно привлекала бы к ней деток!
Tigger Tigger 10 лет назад #
какая тут эротика!
волк же не будет есть Шапочку в одежде
это как есть конфету вместе с фантиком!
Ирина Ирина 10 лет назад #
Подожди, во-первых, никто не говорит, что есть! Сказано: бросить в очаг одежду и лечь к нему. Почему бы он ее ел лежа? Не римлянин же он древний? Не, Тигра, не прав ты! Он ее сначала попользовал, а потом уже, сидя за столом - захомячил. Типа два в одном. Он же поначалу, когда она пришла, сытый был, бабулей полакомившись.
Tigger Tigger 10 лет назад #
дану
это ж не маньяк! Это ж Волк
у животных главное желудок набить)
А те все секс мерещится! А тут обычная пищевая цепочка - хищник ест... ну тоже хищника
тока более мелкого!
Ирина Ирина 10 лет назад #
Ну ты меня озадачил: а чё, у зверей секса совсем нет?
Tigger Tigger 10 лет назад #+1
есть! но традиционный
а с людьми - это извращение - человекофилия!
Cayenne mix Cayenne mix 10 лет назад #
эротический подтекст красной шапки эпичен, целое поколение советских педофилов фапало на Яну Поплавскую в фильме "Про Красную Шапочку", а ещё был один из первых советских ужастиков "Люми", там волк горбатый запор поднимал над собой на вытянутых руках и опрокидывал в бездну
Красная Шапка Красная Шапка 10 лет назад #+2
а волки-то нынче образованные пошли
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.